Полвека по трамвайным маршрутам

Заводское трамвайное депо МУПП "Саратовгорэлектротранс" перешагнуло 50-летний рубеж

 

Строительство трамвайного депо в Заводском районе Саратова началось в 1960-х годах. Оно стало вторым трамвайным депо в городе и в 1971 году приняло часть подвижного состава Кировского вагонного депо. В Заводском районе была построена разветвленная сеть трамвайных линий.

Сейчас саратовский горэлектротранспорт переживает экономические трудности, которые не позволяют воплощать многое из задуманного, но при всех имеющихся сложностях трамвай, наряду с троллейбусом, остается единственным экологически чистым и социально доступным городским общественным транспортом.

Об особенностях работы на городском электротранспорте рассказывает Евгения Карпова, водитель трамвая, председатель цехкома Заводского трамвайного депо, член профкома первичной профсоюзной организации МУПП «Саратовгорэлектротранс».
Впервые за трамвайный «пульт» Евгения Борисовна села 10 лет назад, и почти с первых дней поняла: трамвай – это ее стихия. Но 10-летний стаж, по ее словам, - совсем небольшой период, потому что на предприятии есть специалисты, которые трудятся в депо уже более 40 лет. «Если мы начинаем здесь работать, мы влюбляемся в этот транспорт», - признается Евгения Борисовна.

О преимуществах трамвая она может говорить часами. Прежде всего, это удобно и надежно. «Дорожно-транспортные происшествия, увы, - явление не редкое на наших дорогах. А в трамвае ты уверен, знаешь, что здесь безопасно» - рассуждает Евгения. Но вести трамвай – это большая ответственность. Водители могут перевозить в час пик до 100-150 пассажиров только в одном вагоне. Поэтому, считает она, не нужно торопиться и рисковать – если водители «легковушек» бессовестно стараются проскочить перед трамваем или едут чуть ли не по рельсам, что происходит довольно часто, то лучше их пропустить.

Вагоны и их
характеры

Трамваи, считает собеседница, городу нужны не меньше, чем троллейбусы и автобусы. Но для того чтобы по улицам города курсировал современный и удобный электротранспорт, необходимо обновление трамвайного парка. Вагоны, которые эксплуатируются уже по несколько десятков лет, давно износились. А чинить их невыгодно, тем более что определенные детали на них уже не выпускаются. Раньше запчасти вытачивались прямо в Заводском депо, но сейчас такой возможности нет.

Развитие городского электротранспорта – вопрос времени и, конечно, финансов. Не так давно в городе появился экспериментальный вагон, который был доставлен из Москвы. Это первый в Саратове трамвай, который оснащен усовершенствованной системой климат-контроля. Совсем скоро из столицы должны прийти новые вагоны Tatra - с отоплением и видеонаблюдением. Если для прежних вагонов характерно ручное управление, то у Tatra- ножное. Их преимущество в том, что они бесшумные, экологичные и в них не укачивает. Водители МУПП «Саратовгорэлектротранс» с нетерпением ждут новые вагоны, чтобы начать их осваивать.

А вообще трамвай – это сложный механизм и при всей его внешней простоте управлять им нелегко. Нужно знать все подводные камни своей машины. Тем более, у каждого вагона – свои особенности, которые известны разве только его водителю. Казалось бы, трамвай как трамвай, ничем не отличается от других. Но и к нему нужен особый подход. Бывают и «капризные» вагоны. У одного, например, двери открываются быстрее, у другого – медленнее, один трамвай тормозит резче, второй – более плавно. Обо всех этих нюансах вагоновожатый должен знать и приспосабливаться к технике. Поэтому за каждым водителем, как правило, закреплен определенный состав.

Главное - спокойствие

Водителями трамваев, безусловно, являются сильные женщины. Но, по мнению самих вагоновожатых, сила их заключается в их спокойствии. «Главное в управлении трамвая – не нервничать. - делится Евгения. – Ну и, конечно, знать все технические подробности».

Сейчас Евгения Карпова – водитель трамвая 1 класса. «Когда-то начинала с 3 класса, через год получила уже 2-й. А вот приобрести компетенции на уровне 1-го класса решалась долго», - рассказывает она. И это неслучайно: «первоклассные» вагоновожатые должны быть настоящими универсалами и виртуозами. Ведь в этом случае нужно уже уметь управлять всеми типами вагонов – не только служебными и ремонтными, но и снегоуборочной техникой. А она самая сложная.

Водители МУПП «Саратовгорэлектротранс» работают по графикам. Есть разрывные графики, когда приходится возить пассажиров утром и вечером в час пик, есть график подмены обеда, когда один водитель обедает, а другой его подменяет на один рейс. Сложность заключается в том, что иногда приходится работать с 5 утра до 9 вечера, не всякий выдержит такую нагрузку. У многих вагоновожатых - приобретенные в ходе работы профессиональные заболевания.

Поэтому те, кто связывает свою жизнь с городским наземным электротранспортом, действительно, фанаты своего дела.

«Не будет профсоюза – не будет хорошего
производства»

Евгения Борисовна возглавляет цехком профсоюза Заводского трамвайного депо МУПП «Саратовгорэлектротранс» около 4 лет. Она открытый, доброжелательный человек с активной жизненной позицией. Считает, что профсоюз необходим на предприятии. «Еще моя бабушка говорила: «Не будет профсоюза – не будет хорошего производства» - вспоминает Евгения.
2000 годы – самые сложные для «первички» СГЭТ. Не было поддержки со стороны руководства, и численность членов Профсоюза постепенно стала падать. В нынешнее время в МУПП «Саратовгорэлектротранс» профсоюзное движение, можно с уверенностью сказать, возрождается.

В январе 2020 года на должность генерального директора СГЭТ была утверждена кандидатура Владимира Прохорова. И, надо отдать должное, новое руководство предприятия поддерживает профсоюзные инициативы, ведет открытый диалог с коллективом и вместе с «первичкой» ищет возможности для обеспечения социальных гарантий работников и соблюдения их трудовых прав.
Одно из главных решений связано с повышением заработной платы работникам предприятия. При содействии директора, председателя первичной профсоюзной организации МУПП «Саратовгорэлектротранс» и областной организации Профсоюза работников жизнеобеспечения был принят новый коллективный договор, в который были внесены изменения, способствующие повышению оплаты труда работникам МУПП «Саратовгорэлектротранс». Если раньше водитель получал 36,60 рублей за час, то теперь его часовая заработная плата возросла до 172 рублей. В общей сложности выходит неплохая сумма. Так, водители трамваев только 3-го класса получают зарплату в пределах 30 тысяч рублей. Кроме того, повышается зарплата и остальным работникам, в частности, токарям, слесарям и другим специалистам. Также в коллективном договоре появился новый очень важный пункт, в котором прописана ежегодная индексация.

Новый директор начал принимать меры и по улучшению условий труда рабочих. Водителям трамваев выдали новую фирменную одежду с эмблемой «СГЭТ». Помимо названия, на ней изображен шпиль Саратовской консерватории как символа города. В комплект входят куртка, жилет, две футболки и брюки. Работникам МУПП приходится трудиться в разных погодных условиях, и новая форма – это защита и от сильных морозов, и от палящего солнца.

Перед Профсоюзом стоит много задач, требующих решения. В первую очередь, считает профлидер, необходимо усовершенствовать коллективный договор. Профсоюз добился выполнения отдельных положений. Например, о выплате на юбилей работнику по 3 тысячи рублей. «Сумма, конечно небольшая, а человеку приятно. Но в системе материальных поощрений нам еще нужно много работать». Председатель цехкома профсоюза Заводского депо решает не только актуальные вопросы с руководством предприятия, но и индивидуальные проблемы членов Профсоюза. И всегда старается найти выход из каждой ситуации.

Огромную помощь и поддержку в продвижении профсоюзных идей Евгения Карпова получает от начальника Заводского трамвайного депо Елены Сазоновой и председателя первичной профсоюзной организации Надежды Ивановой. По всем вопросам, возникающим в ходе работы, Евгения Карпова обращается либо к директору, либо к профсоюзному лидеру. Большинство из них решаются положительно.

Укрепление профсоюзных рядов – актуальная тема для профсоюза СГЭТ. Евгения Борисовна считает, что в этом отношении нужно равняться на коллег из Москвы, Краснодара. Там почти 90% работников трамвайных и троллейбусных депо состоит в профсоюзе. Саратовские электротранспортники, считает Евгения Карпова, тоже должны стремиться к повышению профсоюзного членства, которое позволит им более убедительно и эффективно защищать свои права.

Трамвай «маршрутке» - не конкурент

Сотрудники Заводского трамвайного депо мечтают не только об обновлении трамвайного парка. По их мнению, в городе необходимо поддерживать и улучшать трамвайную инфраструктуру в целом, в том числе проводить реконструкцию путей и остановок. «Город расширяется. Буквально за несколько лет в Саратове были укрупнены такие современные микрорайоны, как Юбилейный и Солнечный. Почему бы туда не провести трамвайные линии? Например, добраться из Заводского района в Юбилейный можно на автобусе №90, но он проходит через все центральные улицы, а значит, долгое время стоит в пробках. На трамвае можно доехать гораздо быстрее», - размышляет Евгения Карпова.

По ее словам, электротранспорт несправедливо сравнивают с маршрутными такси. Трамваи и троллейбусы в первую очередь - это социальный транспорт. На нем передвигаются и пенсионеры, и школьники, и студенты. А проезд на «маршрутке» и трамвае оценивается одинаково.

К счастью, Саратов, несмотря на все экономические сложности и убыточность предприятия, сохранил трамвайные маршруты - в отличие от многих других российских городов, где общественный электротранспорт заменили вездесущие «газели». Но стало ли от этого пассажирам удобнее и комфортнее? Работники Заводского трамвайного депо убеждены, что нужно не уничтожать, а развивать этот экологически чистый вид транспорта, который не загрязнит окружающую среду и поможет решить проблему бесконечных пробок на дорогах.

Мечта Евгении Карповой – чтобы в Саратове появилось как можно больше современных трамваев, оснащенных по последнему слову техники. Бесшумных, вместительных, низкопольных. Если город начнет активно развивать электротранспорт, то и по нашему областному центру, уверена она, обязательно будут курсировать такие «трамваи будущего».

Дарья Кондрашова

P.S. Разговоры о том, что в Саратове появится скоростной трамвай, ведутся уже несколько лет. И, судя по всему, такому трамваю быть. В июле 2020 г. председатель Госдумы Вячеслав Володин обратился к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать пилотный проект. А недавно стало известно, что МУПП «Саратовгорэлектротранс» определило подрядчика для выполнения первого этапа строительства саратовской линии скоростного трамвая.
Планируется, что первый этап затронет модернизацию трамвайного маршрута № 3, второй — трамвая № 11, третий — № 8 и 9. Скорость трамвайных маршрутов предполагается увеличить с 13–14 км/час до 30 км/час, а также сократить количество остановок. При этом будет полностью замено рельсовое полотно.

 

Ðåéòèíã@Mail.ru