«Модернизацию не надо проводить за счет учителей»
Николай Тимофеев, председатель областной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:
«Модернизацию не надо проводить за счет учителей»
О том, какие вопросы сегодня находятся в центре внимания областной организации Профсоюза работников народного образования и науки, – наша беседа с председателем областной организации профсоюза Николаем Николаевичем Тимофеевым.
-Не так давно премьер-министр Владимир Путин объявил о предстоящем в сентябре значительном повышении заработной платы учителям. В Саратовской области принимаются уже какие-то меры для реализации этого решения, проводится ли подготовительная работа?
-Эта инициатива премьера была рассмотрена и на профсоюзном активе, обсуждали ее совместно с депутатами, министерством образования области. Суть заключается в следующем. Саратовской области на оборудование, ремонт школ выделяется из федерального бюджета 395 млн. руб. Высвобожденные средства областного бюджета будут направлены на повышение заработной платы учителей с 1 сентября этого года. В первую очередь ставится задача довести зарплату учителей до средней заработной платы в экономике. В нашей области это будет легче проходить, чем в других территориях, потому что у нас в 2009 году в два раза повысилась заработная плата, и сейчас она составляет около 75% от средней зарплаты в экономике. Сегодня средняя зарплата учителей составляет около 13 тысяч, среднюю заработную плату по области планируется довести до 16300 рублей. Сейчас идет подсчет в министерстве образования. В июне мы узнаем, на сколько увеличится заработная плата педагогов.
-В принципе, из всех категорий работников образования учителя не относятся к категории самых обиженных. Опять решается вопрос повышения их заработной платы. А как обстоит дело с повышением заработной платы других работников образования?
- Учитель – это главное действующее лицо в образовательном процессе. Конечно, это правильно, что им в первую очередь повышают заработную плату. Правильно, но не совсем справедливо. Потому что в образовательном процессе принимаю участие не только учителя, но и воспитатели, социальные педагоги, психологи и другие педагогические работники, воспитатели дошкольных учреждений. Сейчас на федеральном уровне ведутся переговоры о том, что необходимо принять решение о вторичной общей индексации заработной платы работников бюджетной сферы. Вроде бы, эти переговоры идут успешно, находятся точки соприкосновения. Может быть, накануне выборной кампании что-то и получится. На последнем заседании президиума Центрального совета профсоюза этот вопрос рассматривался и поставлена следующая задача. Переговоры ведутся до осени. Если осенью не будет принято никакого решения, могут проходить осенние коллективные действия. Предполагается, что резкое повышение зарплаты будет в начале 2012 года. Но никаких конкретных решений по этому поводу нет.
-Николай Николаевич, обком профсоюза использует все возможности для того, чтобы добиться повышения заработной платы работников дошкольного образования – тем, кому не положена губернаторская доплата. Вы выступили с инициативой о введении доплаты поварам, медицинским работникам дошкольных учреждений. Как решается этот вопрос?
-Прошло заседание комитета областной думы, идет серьезный спор. Депутаты областной думы, профсоюзы и вся общественность считают, что это справедливо – дать доплату не только воспитателям, но и другим работникам, которые также постоянно работают с детьми. Возражает против этого министерство образования, мотивируя тем, что денег в бюджете нет, хотя сумма и невелика – около 19 млн. руб. Сейчас этот вопрос вынесен на рассмотрение областной Думы в первом чтении. Радует, что есть поддержка от депутатов. Главное – политическая воля в решении данного вопроса у законодательной власти есть.
-Какие вопросы еще стоят на повестке дня областной организации профсоюза?
-Серьезная проблема заключается в том, что на территории нашей области начиная с 2010 стало затруднено прохождение повышения квалификации, курсовой переподготовки учителей. С 2010 г. начали с учителей требовать деньги в размере от 3,5 до 5 тысяч рублей для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации, которые по закону должны быть бесплатными. Мотивируют это тем, что Институт повышения квалификации стал автономным учреждением, ему надо зарабатывать. Причем министерство образования области политику поддерживает, ссылаясь на то, что на повышение квалификации в бюджете не заложены денежные средства в том количестве, в котором необходимо. Мы не возражаем против того, чтобы Институт зарабатывал, но только не на учителях. Не надо модернизацию проводить за счет учителей. Мы категорически возражаем против такой позиции. Если ситуация не изменится – будем обращаться к губернатору.
Е. Григорьева
Резолюция участников митинга акции профсоюзов «За достойные рабочие места и заработную плату!»
Конструктивные отношения между сторонами социального партнерства помогли нашей области пройти острую фазу экономического кризиса без социальных потрясений.
Итоги прошлого и начала 2011 года показывают, что экономика постепенно выходит из финансового кризиса. В нашей области темпы роста объемов производства большинства секторов экономики, рынка труда и доходов населения выше, чем в целом по России.
Вместе с тем ситуация остается все еще сложной.
Экономика до сих пор не восстановилась, ее развитие остается неустойчивым. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, находятся в угнетенном состоянии. Предприятия реального сектора экономики испытывают серьезные трудности в связи с безудержным ростом тарифов на электроэнергию, газ, тепло железнодорожные перевозки, недостатком квалифицированных рабочих, отсутствием оборонного заказа.
Высокая дифференциация доходов, бедность работающего населения по-прежнему актуальны.
Растет число детей, проживающих в бедных семьях, в которых доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума.
Рост цен на основные продукты питания (масло, сыр, молоко, крупы, картофель, овощи, сахар) в прошлом году, в первом квартале текущего года опережает рост зарплаты. Цены на бензин, электроэнергию - почти на уровне мировых.
Не улучшается соотношение заработной платой работников отраслей социальной сферы с заработной платой работников обрабатывающих производств.
Государственные гарантии по минимальной заработной плате находятся на запредельно низком уровне. Правительство России на протяжении девяти лет всячески оттягивает принятие закона о сроках доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума.
Зарплата в малом бизнесе уходит в тень.
Повышение с 1 июня текущего года оплаты труда в бюджетном секторе на 6,5% не позволит компенсировать рост цен на товары и услуги.
Пособие по безработице, стипендии студентам не пересматривались уже несколько лет. Обещанное Правительством страны повышение стипендий студентам с 1 сентября текущего года на 99 рублей явно недостаточно.
Число безработных в последние месяцы остается на одном уровне. Качество вакансий остается низким. В ближайшие месяцы с предприятий области планируется к высвобождению еще 2,3 тыс. человек. В режиме неполной занятости сегодня работает 4,1 тыс. чел.
Расширяется сфера применения платных услуг в образовании и здравоохранении.
Ухудшилось положение с оздоровлением детей работников.
Повышение тарифов на услуги ЖКХ опережает уровень инфляции.
Участники митинга требуют
от органов законодательной и исполнительной власти,
от работодателей:
- обеспечить эффективную полную занятость работников, трудоустройство выпускников учебных заведений, сохранение и создание новых высокотехнологичных рабочих мест с достойной оплатой;
- принять закон о запрете заемного труда;
-обеспечить своевременное доведение оборонного заказа до предприятий;
- принять закон об установлении минимального размера оплаты труда на уровне прожиточного минимума;
-довести тарифную часть зарплаты до уровня МРОТ, увеличить постоянную часть зарплаты до 70 процентов;
-провести индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, внебюджетного сектора экономики, стипендий студентам, социальных доплат к пенсии на уровне не ниже фактической инфляции;
-существенно повысить размеры стипендий студентов и аспирантов;
-повысить минимальный размер пособия по безработице не менее чем в три раза;
-восстановить прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц;
-освободить от налогообложения заработную плату ниже прожиточного минимума;
-принять меры по повышению реальной ответственности работодателей за «конвертные зарплаты» и несвоевременную оплату труда;
-сохранить доступность бесплатного образования и здравоохранения;
-поставить работу жилищных управляющих компаний под контроль органов власти, обеспечить прозрачность их работы;
-ограничить предельный размер платы за жилищно-коммунальные услуги 15 процентами совокупного дохода семьи с учетом корректировок; повышение тарифов увязывать с показателем инфляции.
Принято 1 мая 2011 года, г. Саратов
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 1 от 01.04.2011 г.
Постановление Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 1 от 18.03.2011 г.
Избрать Президиум Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» в количестве 15 человек в следующем составе:
Ткаченко Михаил Викторович- председатель Федерации
Постельга Эдуард Александрович- заместитель председателя Федерации
Белякова Наталия Сергеевна - председатель профсоюзной организации ОАО «НПП «Контакт», председатель областной организации профсоюза работников радиоэлектронной промышленности
Быстров Виктор Васильевич- председатель регионального совета трудящихся авиационной промышленности
Дмитриева Вера Николаевна- председатель областной организации профсоюза работников культуры
Дурнов Виктор Петрович - председатель областной организации профсоюза работников здравоохранения
Качанов Александр Иванович - председатель территориальной организации профсоюза работников агропромышленного комплекса
Киселев Алексей Павлович- председатель областной организации профсоюза работников нефтяной и газовой отраслей промышленности и строительства
Колесников Владимир Петрович - председатель территориальной организации профсоюза «Роспрофжел»
Разборова Татьяна Михайловна- председатель областной организации профсоюза работников торговли, общественного питания и предпринимательства «Торговое Единство»
Ралко Наталья Александровна - председатель первичной профсоюзной организации Территориального управления по теплоснабжению в г. Саратов
Разумкина Галина Алексеевна - председатель областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания
Тимофеев Николай Николаевич - председатель областной организации профсоюза работников народного образования и науки
Усанкин Михаил Павлович - председатель областной организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов
Шитова Валентина Владимировна - председатель областной организации профсоюза работников связи
Постановление V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 18 марта 2011 г.
Заслушав и обсудив отчет о работе Совета Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» за период с апреля 2009 г. по март 2011 г., конференция отмечает, что деятельность профобъединения осуществлялась в сложных социально-экономических условиях из-за негативного воздействия глобального финансового и экономического кризиса.
В отчетном периоде основные усилия Федерации профсоюзных организаций области были направлены на обеспечение занятости работников, на сохранение в разгар кризиса в реальном секторе экономики существующих условий оплаты труда и обеспечение ее роста на стадии оживления экономики, на доведение минимальных гарантий по заработной плате до прожиточного минимума. Принимались меры по совершенствованию новых систем оплаты труда в бюджетных организациях по очищению МРОТа от стимулирующих и компенсационных выплат, по сохранению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в процессе их монетизации, по уменьшению квот на иностранную рабочую силу, по повышению качества коллективных договоров и соглашений.
Совместными действиями органов власти, работодателей и профсоюзов удалось повысить с 2,65 до 2,80 раз соотношение между средней заработной платой и прожиточным минимумом, приблизить заработную плату работников бюджетной сферы к заработной плате работников реального сектора экономики, в основном своевременно оплачивать труд работников, переломить тенденцию уменьшения численности работников наемного труда на предприятиях области и стабилизировать ее в 2010 году на отметке 704-706 тысяч человек, уменьшить показатели безработицы до уровня начала 2008 года, обеспечить высокий уровень охвата предприятий коллективными договорами.
В 2009-2010 годах Федерация профсоюзных организаций, областные организации профсоюзов осуществляли контроль за соблюдением законодательства о труде, принимали меры по улучшению условий и охраны труда.
Совершенствовалась система правозащитной деятельности в обеспечении социально-трудовых прав членов профсоюзов, экономическая эффективность от всех ее форм в целом составила 262 млн. рублей.
На основе социального партнерства получило дальнейшее развитие взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти области.
В целях минимизации влияния кризиса на население области представители Федерации профсоюзных организаций участвовали в областном оперативном штабе по стабилизации социально-экономического положения области, в комиссии по вопросам заработной платы, работали в составе коллегий министерств, в профильных комитетах областной Думы.
В сложных социально-эконмических условиях укрепилось организационное единство и солидарность, которые проявились при проведении акций профсоюзов в защиту прав и интересов работников, сохранения их социальных гарантий.
Реализация молодежной политики, совершенствование информационной работы способствовали распространению профсоюзной идеологии, пропаганде деятельности профсоюзов.
Вместе с тем, отдельные задачи, поставленные перед Советом профобъединения, не нашли своего решения в полном объеме, не позволили профсоюзам достичь главной цели – обеспечить работникам достойную заработную плату, реально повысить их жизненный уровень.
Федерацией профсоюзных организаций, ее членскими организациями не в полной мере использовались возможности по улучшению правозащитной работы.
В отдельных отраслях экономики увеличилось количество работников, где условия труда не отвечают установленным нормативам, не обеспечивается необходимый уровень финансирования охраны труда.
Сохраняется тенденция снижения численности членов профсоюзов. Требует дальнейшего решения привлечение молодежи к работе в выборных профсоюзных органах, создания системы обучения профсоюзных кадров и актива.
Слабая исполнительская дисциплина в выполнении собственных решений и решений вышестоящих профсоюзных органов снижает эффективность работы профсоюзных организаций, негативно влияет на формирование общественного мнения о профсоюзах.
Конференция постановляет:
1. Работу Совета Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» признать удовлетворительной.
2. Федерации профсоюзных организаций, областным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов, городским, районным, первичным профсоюзным организациям осуществлять свою деятельность в соответствии с решениями VII съезда ФНПР.
3. Обратиться к Губернатору Саратовской области с предложением установить День профессиональных союзов Саратовской области.
4. С целью выполнения принятых VII съездом ФНПР Резолюций, повышения эффективности защиты социально-экономических прав работников, считать приоритетными для Федерации, профсоюзных организаций всех уровней следующие направления деятельности:
В области обеспечения занятости на базе развития экономики:
- осуществление влияния на проведение экономической политики, направленной на освобождение от сырьевой зависимости, трансформацию экономики к инновационному социально ориентированному типу развития, рост производительности труда на основе модернизации производства, улучшение организации и нормирования труда, повышение инвестиционной активности;
- содействие сохранению трудовых коллективов, увеличению числа высокооплачиваемых рабочих мест, трудоустройству выпускников системы профессионального образования, обеспечению полноценной эффективной занятости работников, участию работодателей в активных мероприятиях на рынке труда совместно со службой занятости;
- минимизацию объемов высвобождений персонала, расширение категорий работников, имеющих право на оставление на работе при сокращениях штата, установление дополнительных гарантий высвобождаемым работникам;
- создание системы, обеспечивающей участие представителей профсоюзов в процессах принятия решений по изменению правового положения бюджетных учреждений, определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
- минимизацию негативного влияния на цену труда и рынок труда дешевой иностранной рабочей силы.
В области заработной платы:
- проведение политики, направленной на справедливое распределение результатов труда, повышение реальной заработной платы, поддержание экономически оправданной и социально приемлемой дифференциации заработной платы между профессионально-квалификационными группами работников организаций, преодоление экономической бедности, повышение доли работников с заработной платой выше прожиточного минимума;
- установление тарифной ставки (оклада) рабочего первого разряда на уровне не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения, повышение престижности и уровня оценки сложного труда, доведение минимального оклада специалистов до размера, превышающего минимальную ставку (оклад) основного рабочего не менее чем в полтора раза;
- обеспечение опережающего роста заработной платы по сравнению с ростом прожиточного минимума;
- увеличение в заработной плате доли постоянной составляющей, доведение доли тарифной части до 70 процентов заработной платы или до величины, отраженной в отраслевых соглашениях;
- очищение минимального размера оплаты труда от компенсационных и стимулирующих выплат;
- принятие правительственных постановлений по гарантированным системам оплаты труда для всех типов государственных учреждений, обеспечение прозрачности нормативов финансирования государственных и муниципальных учреждений в части расходов на оплату труда, высвобождение в бюджетной сфере стимулирующего фонда от несвойственных функций обеспечения минимального размера оплаты труда.
В области социального партнерства:
- реализацию принципа реального равноправия партнеров и реального распределения их ответственности за решение содержательных задач социально-экономического развития;
- развитие системы социального партнерства и совершенствование ее нормативно-правовой базы, заключение соглашений до внесения проектов бюджетов в органы представительной власти, повсеместное обеспечение участия профсоюзов в выработке политики в сфере труда в соответствии со статьей 351 Трудового кодекса Российской Федерации;
- повышение статуса органов социального партнерства на всех уровнях, совершенствование планирования и организации деятельности трехсторонних комиссий, обеспечение актуальности рассматриваемых вопросов, обеспечение работы отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;
- повышение качества коллективных договоров, включение в них важнейших приложений по оплате труда, продолжительности отпусков, соглашений по охране труда, правил трудового распорядка, перечней профессий, имеющих право на компенсации за условия труда, отражение в коллективных договорах размеров компенсации за нерабочие праздничные дни, возмещения командировочных расходов, реализацию в договорах обязательств отраслевых соглашений;
- активизацию работы по предварительной правовой экспертизе проектов коллективных договоров, своевременное их перезаключение, искоренение практики составления договоров, механически дублирующих нормы Трудового кодекса РФ и не содержащих конкретных дополнительных обязательств работодателей и профсоюзов;
В области правозащитной и правотворческой деятельности:
- обеспечение практической реализации целей, задач и принципов Программы ФНПР "Достойный труд - основа благополучия человека и развития страны";
- принятие скоординированных мер юридической защиты прав работников на достойный труд, прав профсоюзов на осуществление общественного контроля в сфере труда;
- направление правозащитной работы на обеспечение соблюдения гражданских прав и свобод, трудовых прав и законных интересов работников и независимости профсоюзов;
- укрепление и совершенствование деятельности правовых инспекций труда и юридических служб профсоюзов;
- проведение работы по сохранению и расширению прав работников и профсоюзов при реформировании трудового законодательства, в том числе при совершенствовании Трудового кодекса Российской Федерации;
- участие в совершенствовании законодательства Российской Федерации о профсоюзах;
- обеспечение участия своих представителей в правотворческом процессе исполнительных и законодательных органов государственной власти Саратовской области;
- повышение ответственности работодателей за нарушения в сфере труда;
- реализацию прав профсоюзных комитетов на участие в принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, регулирующие оплату труда, условия и охрану труда работников;
- расширение и укрепление взаимодействия с государственными органами надзора и контроля в целях предупреждения и оперативного устранения нарушений трудового законодательства, соглашений и коллективных договоров;
- содействие развитию информационных ресурсов, в том числе принятие и реализацию программы правовой учебы профактива, проведение юридических консультаций членов профсоюзов непосредственно на предприятиях и в организациях;
- улучшение взаимодействия с органами исполнительной власти Саратовской области, Государственной инспекцией труда в Саратовской области и Союзом товаропроизводителей и работодателей Саратовской области в целях повышения уровня соблюдения трудового законодательства, прав и уважения интересов работников как залога достойного труда на предприятиях и в организациях области.
В области охраны труда и экологии:
- содействие перевооружению и модернизации производств и предприятий, где неудовлетворительные условия труда во многом обусловлены старением и износом основных производственных фондов и технологического оборудования, недостаточным финансированием мероприятий по улучшению условий охраны труда и экологии;
- принятие мер по устранению или уменьшению вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах, обеспечению экологического благополучия работников, предупреждению несчастных случаев на производстве, опираясь при этом на общественный актив по охране труда и членов комитетов и комиссий по охране труда;
- осуществление контроля за выполнением работодателями обязательств по предоставлению гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда, созданию здоровых условий труда на рабочих местах и необходимому медицинскому обслуживанию с целью профилактики профессиональных заболеваний и сохранения здоровья трудящихся;
- содействие обеспечению работников качественной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с утвержденными нормативами и правилами, санитарно-бытовыми помещениями в соответствии с требованиями охраны труда;
- осуществление контроля за проведением аттестации рабочих мест по охране труда в установленные сроки в целях улучшения условий труда работников и соблюдения их прав на установленные законодательством компенсации за работу с вредными условиями труда;
- улучшение работы технических инспекторов труда профсоюзов по контролю за обеспечением безопасных условий труда, как фактора достойного труда, а также их взаимодействия с государственной инспекцией труда в Саратовской области другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в соответствующей сфере деятельности.
В области развития профсоюзного движения:
- сохранение и увеличение численности членов профсоюзов, создание новых профсоюзных организаций, одним из основных показателей эффективности деятельности профсоюзных организаций считать уровень профсоюзного членства в трудовых коллективах;
- формирование кадрового резерва на должности руководящего состава профсоюзных организаций всех уровней; организацию подготовки профсоюзных кадров, их системное обучение;
- обеспечение непосредственного участия членов профсоюзов в решении вопросов деятельности профсоюзных организаций;
- введение в практику работы Федерации профсоюзных организаций проведения постоянно действующего "круглого стола" с целью обсуждения ситуации в профсоюзном движении области, выявления причин, тормозящих его развитие;
- осуществление контроля за выполнением принятых выборными органами всех профсоюзных структур решений; считать целесообразным заслушивание на заседаниях Президиума Федерации профсоюзных организаций информации о выполнении решений, принятых на предыдущих заседаниях;
- оказание содействия координационным советам организаций профсоюзов в совершенствовании системы социального партнерства на уровне муниципальных образований в целях решения социальных вопросов, создания условий, обеспечивающих повышение жизненного уровня работающих;
- повышение эффективности взаимодействия Федерации профсоюзных организаций, областных организаций профсоюзов с законодательными, исполнительными органами власти всех уровней, органами местного самоуправления в целях усиления защиты социально-трудовых прав работников;
- проведение постоянного обмена опытом работы профсоюзных организаций всех уровней, поощрение тех, кто вносит практический вклад в дело защиты социально-трудовых прав работников.
В области молодежной политики:
- усиление внимания профсоюзных организаций к социально-экономическим проблемам молодежи, в том числе через формирование и реализацию программ по работе с молодежью;
- разработку и включение в областное трехстороннее соглашение раздела по социально-экономической защите молодежи;
- оказание помощи молодежи в реализации инициатив, направленных на мотивацию профсоюзного членства, совершенствование профсоюзного движения;
- обеспечение представительства молодежи в выборных профсоюзных органах, руководителей молодежных советов областных организаций профсоюзов – в Молодежном совете Федерации профсоюзных организаций;
- обучение молодежного профсоюзного актива, проведение молодежных профсоюзных конкурсов, выявляющих лидеров в профсоюзе для выдвижения в состав руководящих профсоюзных органов;
- выделение средств, необходимых для реализации молодежной политики.
В области информационной политики:
- проведение работы по назначению в областных организациях профсоюзов ответственных за информационную работу;
-оперативное предоставление информации о деятельности первичных профсоюзных организаций отрасли, областных организаций профсоюзов для размещения на сайте Федерации профсоюзных организаций Саратовской области с целью распространения положительного опыта работы;
-организацию подписки на центральную профсоюзную газету «Солидарность» в каждую первичную профсоюзную организацию;
- формирование банка данных профсоюзных средств массовой информации в целях широкого освещения мероприятий, проводимых профсоюзными организациями, пропаганды профсоюзного движения;
- обеспечение повышения качества печатных профсоюзных изданий, необходимого финансирования информационной деятельности.
В области финансовой работы и управления имуществом:
- обеспечение финансового укрепления деятельности Федерации профсоюзных организаций, областных, районных, городских организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций;
- пополнение профсоюзного бюджета за счет поступлений всех видов деятельности, предусмотренных уставами и разрешенных законодательством;
- повышение исполнительской дисциплины в вопросах финансового обеспечения уставной деятельности Федерации профсоюзных организаций, роли контрольно-ревизионных комиссий в реализации финансовой политики;
- усиление персональной ответственности руководителей членских организаций Федерации профсоюзных организаций за выполнение в полном объеме обязательств по уплате и перечислению членских взносов;
- координацию работы здравниц по эффективному использованию профсоюзного комплекса, улучшению обслуживания и повышению качества оздоровления отдыхающих;
- привлечение большего количества членов профсоюзов, нуждающихся в оздоровлении, за счет реализации программы «Профсоюзная путевка»;
- повышение эффективности организационной и методической помощи руководителям здравниц, введение системы учебных и аттестационных мероприятий для обслуживающего персонала.
Председатель Федерации М.В.Ткаченко
На повестке дня – отдых и оздоровление детей
Письмо № 140 от 11.03.2011 г.
Профсоюз – защита и опора для работников
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области № 39 от 26.11.2010 г.
Обсудив информационную записку об условиях оплаты труда, предусмотренных в областных отраслевых и территориально-отраслевых соглашениях, действующих в реальном секторе экономики (прилагается), президиум отмечает, что практика их заключения имеется в незначительном числе членских организаций Федерации профорганизаций области.
В большинстве отраслей реального сектора экономики областные отраслевые соглашения не заключаются. Действующие соглашения, заключенные с участием работодателей, в основном справляются со своей главной функцией: установлением общих условий оплаты труда в отрасли. Это обеспечивается либо за счет фиксации в соглашениях нормы о признании федеральных отраслевых соглашений, либо установлении в областном (районном) соглашениях наиболее значимых обязательств по оплате труда. Таких как: приближение минимальных гарантий по оплате труда к прожиточному минимуму; периодичность и размеры индексации заработной платы; определение минимального объема средств, направляемых из выручки на формирование фонда заработной платы; соблюдение пропорции постоянной и переменной составляющих в заработной плате; недопущение значительной дифференциации в заработной плате работников.Наиболее полно вопросы оплаты труда отражены в областных отраслевых соглашениях по строительному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, АПК.
Вместе с тем, некоторые соглашения не содержат каких-либо конкретных обязательств сторон по заработной плате, выраженных в абсолютном показателях.Возможности механизма регулирования оплаты труда через районные и областные отраслевые соглашения по-прежнему снижаются в ряде случаев из-за отсутствия стороны работодателей, неконкретности предусматриваемых в соглашениях обязательств, отсутствия механизма присоединения ко всем видам соглашений, кроме федеральных отраслевых соглашений.Президиум Федерации профсоюзных организаций области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать основным направлением работы в области отраслевых соглашений присоединение работодателей, действующих на территории области, к федеральным отраслевым соглашениям.Рассматривать областное и районные соглашения как дополнительный к федеральному соглашению инструмент регулирования вопросов оплаты труда, конкретизирующий его обязательства с учетом особенностей на территории области, района.В ходе переговоров по заключению областных и районных отраслевых соглашений добиваться включения в них обязательств, предусмотренных в федеральных отраслевых соглашениях, либо нормы о признании этих соглашений; ориентироваться на включение в областные и районные соглашения дополнительных вопросов, не отрегулированных федеральными соглашениями.
2. Рекомендовать руководителям областных организаций профсоюзов реального сектора экономики:
- при перезаключении действующих и заключении новых отраслевых соглашений добиваться закрепления конкретных обязательств по основным вопросам оплаты труда: установления минимального размера оплаты труда работников, индексации их заработной платы, соблюдения пропорций постоянной и переменной составляющих в заработной плате, выплаты специфических отраслевых доплат и надбавок.
- добиваться формирования полноценной стороны работодателей и включения ее в процесс заключения соглашений.
Председатель Федерации М.В.Ткаченко
от 26 ноября 2010 года № 39
В реальном секторе экономики в Саратовской области областные отраслевые соглашения заключены по организациям: агропромышленного комплекса; строительства и промстройматериалов; торговли, общественного питания и предпринимательства; жизнеобеспечения; потребкооперации. До недавнего времени они заключались в автотранспорте и дорожном хозяйстве.
Территориально-отраслевые (районные) соглашения на сегодня действуют в тринадцати муниципальных районах из тридцати восьми по агропромышленному комплексу и в четырех (Балашовский, Красноармейский, Балаковский районы и г. Саратов) – среди работников торговли, общественного питания и предпринимательства.
В большинстве соглашений стороны представлены тремя сторонами социального партнерства. В соглашении между министерством экономического развития и торговли области и областной организацией профсоюза «Торговое единство», во всех районных соглашениях по торговле, а также в соглашениях Балтайского и Дергачевского районов по АПК сторона работодателей отсутствует. Причем в торговле они заключены между администрацией муниципального района и областной организацией профсоюза «Торговое Единство» (в Балашове еще и с городской профсоюзной организацией «Торговое Единство»). Соглашение по предприятиям потребкооперации подписано также двумя сторонами, но уже со стороны работодателей и профсоюзов.
Наиболее полно вопросы оплаты труда отражены в соглашениях по строительному комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, АПК. Причем, в первых двух зафиксировано, что в вопросах, которые не отражены в областном отраслевом соглашении, стороны руководствуются федеральным отраслевым соглашением. Во всех соглашениях, кроме областного соглашения по торговле, вопросам оплаты труда посвящены отдельные разделы. В них зафиксировано, что системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера определяются коллективным договором по каждому предприятию в отдельности. Установлены и общие для всех организаций обязательства. Так, сторонами социального партнерства в областном и в половине районных соглашений (Балтайский, Красноармейский, Татищевский, Базарно-Карабулакский, Советский, Ртищевский районы) по АПК, взято обязательство устанавливать размер месячной тарифной ставки для рабочих 1-го разряда на уровне не ниже величины прожиточного минимума, а в случае финансовой невозможности выполнения данного обязательства – разрабатывать меры по сближению МРОТа и величины прожиточного минимума. Кроме того, в агропромышленном комплексе поставлена задача к январю 2012 года достигнуть среднемесячной заработной платы в размере 11000 рублей.
В соглашении по жилищно-коммунальному хозяйству работодатели взяли обязательство обеспечить размер минимальной заработной платы работников не ниже величины прожиточного минимума. В соглашении по строительному комплексу поставлена задача поэтапного доведения минимальной заработной платы до уровня минимального потребительского бюджета на члена семьи, причем с января 2008 года она должна быть не менее 1,2 величины прожиточного минимума. В нем определена и структура заработной платы путем установления доли тарифа в общем заработке – 70%, что в большей степени защищает интересы работников (данное обязательство взято только в районном соглашении по АПК Лысогорского района – на уровне 60%). В областном соглашении по АПК определяется минимальный объем средств, направляемых в фонд заработной платы: соотношение удельного веса заработной платы в выручке от реализации продукции должно составлять 18-25% в зависимости от уровня рентабельности. По аналогии с областным соглашением, подобное обязательство оговаривается и в ряде районных соглашений по АПК. Так, в Татищевском районе доля заработной платы в себестоимости произведенной продукции в зависимости от уровня ее рентабельности должна составлять не менее 15-20%; в Базарно-Карабулакском районе она привязана к валовой продукции и в зависимости от благополучия хозяйства должна составлять 18-25%; В Балтайском районе она соотносится с выручкой от реализации продукции и должна составлять также не менее 18-25%.
В соглашении по строительному комплексу по этому поводу говорится, что доля оплаты труда в общих затратах производства не должна быть ниже достигнутой за прошедший год. В целях предупреждения крайней дифференциации заработной платы работников отдельные соглашения предусматривают определенные ограничения. Так, в областном, а также в двух районных (Балтайский и Дергачевский) соглашениях по АПК соотношение между доходами руководителя и рабочего устанавливается в размере 5 к 1. В строительстве определен максимальный разрыв в заработной плате между категориями 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников организаций: не более 4-5 раз.
В областном, а также ряде районных (Базарно-Карабулакский, Балтайский) соглашениях по АПК работодатели взяли на себя обязательства по ежегодному росту заработной платы не менее 20%. В соглашении по строительному комплексу зафиксировано, что пересмотр и введение новых систем и форм оплаты труда производится работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом. Все районные соглашения по АПК (за исключением Лысогорского и Аркадакского) имеют положение о том, что введение, замена и пересмотр норм труда производятся работодателем по согласованию с профсоюзным органом.
Как недостатки можно отметить следующее:
- в областном соглашении по предприятиям торговли стороны в вопросах оплаты труда взяли на себя лишь обязательство по участию в разработке и реализации концепций, программ, мероприятий, направленных на повышение реальных доходов работников отрасли, уменьшение доли работников с заработной платой ниже прожиточного минимума. В нем вообще отсутствует раздел, связанный с оплатой труда и, соответственно, нет ни одного конкретного показателя по обязательствам в области оплаты труда, выраженного в абсолютном значении. Не содержат каких-либо конкретных обязательств сторон по рассматриваемым выше показателям в области оплаты труда и территориально-отраслевые соглашения данной отрасли;
- соглашением потребкооперации также не оговорены какие-либо обязательства сторон по заработной плате, выраженные в абсолютном показателях; - ни в одном из соглашений не определены тарифные коэффициенты для рабочих;
- в большинстве соглашений не оговариваются порядок индексации или ежегодные темпы роста заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;
- в большинстве соглашений не определены конкретные отраслевые доплаты и надбавки и их размер (кроме строительного комплекса и ЖКХ, которые руководствуются в данном случае обязательствами федерального отраслевого соглашения).
Постановление Президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области №38 от 29.10.2010 г.
Обсудив информацию о соблюдении законодательства о порядке заключения трудовых договоров и оформления приема на работу в организациях и предприятиях, имеющих первичные профсоюзные организации, президиум отмечает повышение общего уровня соблюдения прав работников при оформлении трудовых отношений. Во всех проверенных организациях с работниками заключаются трудовые договоры в письменной форме, экземпляры которых выдаются работникам под роспись. В большей части организаций при оформлении на работу применяются унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 05.01.2004 г. № 1.
Вместе с тем проверками установлено, что в ряде организаций не полностью выполняются требования статьи 57 ТК РФ о включении в трудовой договор информации об условиях труда в части доплат, надбавок, компенсационных выплат. Установлены факты заключения срочных трудовых договоров в отсутствие обстоятельств, предусмотренных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Отмечены нарушения в определении сроков выплаты заработной платы в трудовых договорах, в установлении нормальной продолжительности рабочего времени женщин, работающих в сельской местности.
Учитывая роль и значение соблюдения трудового законодательства при заключении трудового договора как одного из важнейших документов, правильное оформление которого во многом обеспечивает осуществление гарантий предоставления социально-трудовых прав работникам, президиум ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Принять к сведению информационную записку правового отдела аппарата Федерации профсоюзных организаций области «О соблюдении законодательства о порядке заключения трудовых договоров и оформления приема на работу в организациях и на предприятиях, имеющих первичные профсоюзные организации» (прилагается).
2. Рекомендовать членским организациям Федерации информировать первичные профсоюзные организации о наиболее распространенных нарушениях прав работников при заключении трудовых договоров и оформлении приема на работу в целях обеспечения действенного профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде по следующим вопросам:
-установления конкретных условий оплаты труда (в том числе размера тарифной ставки или должностного оклада работника, доплат, надбавок и поощрительных выплат), определения дней выплаты заработной платы в трудовых договорах в соответствии с требованиями ст. 136 ТК РФ;
-установления компенсаций и льгот работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях труда;
-о порядке заключения срочных трудовых договоров и мерах по обеспечению трудовых прав работников.
3. Предложить членским организациям Федерации обобщить опыт работы первичных профсоюзных организаций по взаимодействию с кадровыми службами работодателей при оформлении на работу вновь принятых работников, а также по разъяснению им содержания коллективного договора и действующих в организациях локальных нормативных актов, принятых с учетом мнения первичной профорганизации.
4. Правовому отделу Федерации профсоюзных организаций области обеспечить оказание правовой помощи членским организациям Федерации и первичным профсоюзным организациям по вопросам заключения трудовых договоров и оформления приема на работу.
Председатель Федерации М.В. Ткаченко
Зарплата будет расти вместе с экономикой
- Новостная лента
- Профсоюз помог
- Новости первичных профсоюзных организаций