Журналисты районных СМИ получили награды от профсоюза

Всероссийское мероприятие Профсоюза работников здравоохранения РФ в Саратове

Организатор, труженик, наставник. Александр Качанов. 25 лет на службе АПК области

Саратовские профсоюзы присоединились к Всероссийской акции ФНПР

Саратовское объединение профсоюзов
Саратовское областное объединение организаций профсоюзов
«Федерация профсоюзных организаций Саратовской области»
П Р Е З И Д И У М 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
« 26 » марта 2010 г.                   г. Саратов                     
 № 33
 
Об итогах коллективно-договорной кампании 2009 года и задачах на 2010 год
 
 
Рассмотрев обобщенные отделом социально-трудовых отношений материалы членских организаций по итогам коллективно-договорной кампании в 2009 году, Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области отмечает, что в отчетном году, несмотря на кризис, коллективные договоры в основном выполнялись. В ходе перезаключения или пролонгации коллективных договоров в большинстве случаев удалось сохранить существовавший ранее уровень льгот и гарантий. Практика приостановки действия или исключения из коллективных договоров социально-значимых для работников пунктов носила локальный характер и не приняла массовых масштабов. Возросло число организаций, в которых размер минимальной зарплаты, установленной в организации (зарплаты самого низкооплачиваемого работника), превышает прожиточный минимум. Имеет место снижение качества представленных в Федерацию профорганизаций материалов. Половина областных организаций ограничилась только формой ТДК-2 без пояснительных записок, треть обкомов не подтвердила в ходе анализа и уточнения сведения о числе предприятий, где МРОТы, установленные в организации, превышают прожиточный минимум
 
Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Отчет по формам ТДК - 2 «Сведения о колдоговорной кампании в общероссийском, межрегиональном профсоюзе, территориальном объединении организаций профсоюзов» и ТДК - 3 «Сведения о тарифно-договорной кампании в территориальном объединении организаций профсоюзов» утвердить (Приложение № 1 и Приложение № 2).
2. Информацию об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году (Приложение № 3) принять к сведению.
3. Одобрить положительный опыт областной организации Росхимпрофсоюза и областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания по оценке сумм, затраченных на реализацию коллективных договоров, и опыт областной организации профсоюза работников народного образования и науки по стимулированию неосвобожденных профсоюзных работников за счет средств работодателя. Рекомендовать их широкое применение во всех организациях.
4. Областным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов городов и районов, первичным профсоюзным организациям в ходе колдоговорной кампании 2010 года добиваться:
- в качестве главной задачи сохранения рабочих мест, покупательной способности заработной платы наемных работников;
- заключения коллективных договоров с сохранением в них конкретных социально-значимых и контролируемых обязательств сторон на докризисном уровне;
- в бюджетной сфере синхронизации роста минимального размера оплаты труда с ростом прожиточного минимума трудоспособного населения;
- во внебюджетном секторе экономики доведения минимального размера оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда до прожиточного минимума трудоспособного населения; - обеспечения постоянных трудовых отношений, создания новых рабочих мест, предоставления гарантий занятости для выпускников учреждений профессионального образования, впервые выходящих на рынок труда;
- принятия соглашений по улучшению условий и охраны труда, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; фиксации в коллективных договорах дополнительных, по сравнению с законодательством, компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, на тяжелых работах;
-выделения средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
- включения в коллективные договоры обязательств по своевременному перечислению взносов на обязательное пенсионное страхование работников, участию работодателей и работников в дополнительном пенсионном страховании.
 
Председатель Федерации М.В. Ткаченко 
Коллективные договоры
По данным областных организаций профсоюзов на 31 декабря 2009 года в Саратовской области действовали 3837 коллективных договора, регулировавших социально-трудовые отношения в 3881 организации, что составляет 98,4 процента от общего числа организаций (предприятий и учреждений), где действуют первичные профсоюзные организации.
Действие коллективных договоров распространяется на 350984 работника, в т.ч. 297039 из них – являются членами профсоюзов. В 63 организациях коллективных договоров нет. В 11 областных организациях профсоюзов – работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, лесных отраслей, жизнеобеспечения, народного образования и науки, текстильной и легкой промышленности, связи, потребкооперации, машиностроения, авиационной промышленности, Саратовском отделении Роспрофжел и на предприятиях, выходящих на Федерацию профсоюзных организаций области, коллективные договоры имеются во всех первичных профсоюзных организациях. В 6 областных организациях профсоюзов - работников автотранспорта и дорожного хозяйства, культуры, здравоохранения, госучреждений и общественного обслуживания, "Электропрофсоюза", нефтяной и газовой промышленности - таких первичных профсоюзных организаций от 96 до 99 процентов. В остальных 4 областных организациях профсоюзов охват коллективными договорами колеблется от 75 до 95 процентов.
Из 3837 коллективных договоров 2078 (54 % от общего числа договоров) заключены в предыдущие годы, 1340 (35 %) коллективных договоров заключено на новый срок в отчетном году, 419 (11 %) коллективных договоров пролонгированы.
В рассматриваемый период отмечено увеличение на 16 процентов количества пролонгированных коллективных договоров по сравнению с предыдущим годом. Во многих пролонгированных или вновь заключенных коллективных договорах удалось сохранить большинство существовавших ранее льгот, гарантий и компенсаций. Например, к коллективному договору между Саратовской территориальной организацией «Электропрофсоюз» и филиалом ОАО «МРСК Волги»-«Саратовские распределительные сети» в прошлом году были подписаны 2 дополнительных соглашения. С 1 января 2009 года - о замораживании тарифной ставки первого разряда и продлении срока действия договора на 6 месяцев. С 1 июля 2009 года – о продлении действия договора на 3 года и установлении с 1 октября 2009 года минимальной тарифной ставки на уровне отраслевого соглашения в электроэнергетике (3817 руб.) с последующей индексацией. Все льготы и гарантии, существовавшие раньше в договоре, удалось сохранить и некоторые выплаты проиндексировать. Вместе с тем, в ОАО «Саратовское производственное ремонтное предприятие » в 2009 году было принято дополнительное соглашение о продлении действия коллективного договора с приостановкой на 1 год некоторых затратных пунктов.
Информация, представленная областными организациями профсоюзов работников АПК, связи, машиностроения, государственных учреждений показывает, что социальные гарантии при перезаключении коллективных договоров сохранены. Из 2126 первичных профсоюзных организаций учреждений образования в 2009 году перезаключены коллективные договоры в 929 учреждениях, при этом социальные гарантии сохранены.
Одним из главных итогов прошедшей кампании является то, что, несмотря на финансовый кризис, с 3,3 % до 8,4 % повысился удельный вес организаций, в которых минимальный заводской размер оплаты труда (зарплата наименее оплачиваемого работника) установлен на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В профсоюзных организациях работников автотранспорта и дорожного хозяйства, связи, потребкооперации, Саратовского отделения Роспрофжел нет ни одного предприятия, где работники получали заработную плату ниже прожиточного минимума; работников жизнеобеспечения, нефтяной и газовой промышленности таких предприятий – 90 %. В профсоюзных организациях работников агропромышленного комплекса, химических отраслей промышленности, «Электропрофсоюза», радиоэлектронной промышленности таких предприятий от 40 % до 60 %. В остальных 9 областных организациях профсоюзов нет ни одного предприятия, где было бы зафиксировано вышеназванное обязательство работодателей перед работниками. На ряде предприятий областной организации Росхимпрофсоюза имеется положительный опыт оценки сумм, затраченных на реализацию коллективных договоров. Так, на ООО "Балаковские минеральные удобрения" с учетом расходов на дополнительное медицинское страхование они в 2009 году составили 9,7 млн. руб., в ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" общая сумма выплат по коллективному договору вместе с благотворительностью составила 56,1 млн. руб., в ООО "Хенкель ЮГ" общая сумма выплат составила 22,4 млн. руб.
Впервые в 2009 году была посчитана экономическая эффективность коллективных договоров в областной организации профсоюза работников госучреждений. Такая практика повышает авторитет профсоюзов, способствует повышению мотивации профсоюзного членства и заслуживает всемерного распространения. В областной организации профсоюза работников народного образования и науки накоплен опыт использования возможностей коллективных договоров, заложенных в Трудовой кодекс. В связи с переходом на новые системы оплаты труда и из-за запаздывания органов власти с принятием соответствующего постановления, возникла неопределенность в вопросе, как при исчислении среднего заработка индексировать суммы зарплаты, полученные до перехода. В мае 2009 года обкомом была организована кампания по районам области с целью внесения дополнений в коллективные договоры, предусматривающих переход на трехмесячный (вместо годового) расчетный период для исчисления среднего заработка. В результате многие работники выиграли при уходе в отпуск. Интересен опыт материального поощрения через колдоговорные отношения неосвобожденных председателей первичных профсоюзных организаций в образовательных учреждениях области, возможность которого возникла с появлением в бюджетных учреждениях стимулирующего фонда. В соглашении между министерством образования и областной организацией профсоюза предусмотрено, что министерство обязуется способствовать установлению доплат и надбавок в пределах надтарифного фонда оплаты труда и внебюджетных средств учреждений неосвобожденным руководителям выборных профсоюзных органов в размерах, установленных коллективными договорами. В территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах образовательных учреждений ряда районов эта выплата конкретизирована и установлена в виде доплаты в размере от 5 до 20% оклада (тарифной ставки). Попытки финансовых органов оспорить данную выплату как нарушение Бюджетного кодекса РФ не увенчались успехом. Генеральная и областная прокуратуры признали ее правомерной. Во многих районах председателям первичных профсоюзных организаций учреждений образования в соответствии с коллективными договорами за работу по защите трудовых прав работников предоставляются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску от 3 до 6 дней.
По информации, содержащейся в пояснительных записках к отчетам, коллективные договоры в основном выполняются. Из-за сложных финансово-экономических условий на отдельных предприятиях химической, электротехнической, энергетической промышленности, жилищно-коммунального хозяйства принимались решения о внесении временных изменений в коллективные договоры. Такие случаи были на предприятиях «Электропрофсоюза» - ОАО «Саратовский электротехнический завод» и ОАО «Завод автономных источников тока», где принимались дополнительные соглашения о приостановке на год действия отдельных пунктов коллективных договоров. На ОАО "Балаковорезинотехника", основным потребителем которого является переживающая глубокий кризис автомобильная промышленность, из соглашения по охране труда на 2009 год были исключены 5 мероприятий. В коллективном договоре мебельной компании «Шатура» отчисления на культурно-массовую и физкультурную работу были сокращены с 2 процентов до 1 процента от фонда заработной платы.
Самым распространенным невыполненным пунктом коллективных договоров является несвоевременная выплата зарплаты, которая встречалась как в реальном, так и в бюджетном секторах экономики. В организациях профсоюза работников здравоохранения имели место случаи невыполнения коллективных договоров в части прекращения выплат стимулирующего характера со второй половины 2009 года (Аткарский район, некоторые учреждения Балаковского района и др.), задолженности по командировочным расходам. В Аткарском, Питерском районах не выполнялось обязательство о прохождении медицинского осмотра за счет работодателя в образовательных учреждениях. В ОАО «Саратовское производственное ремонтное предприятие» на протяжении года не выплачивалось вознаграждение по итогам работы за год, гарантированное колдоговором. После вмешательства в конце 2009 года территориальной организации «Электропрофсоюза» был подготовлен и направлен в суд иск. Суд принял положительное решение в пользу работников.
Не везде работодателями выполняется обязательство по отчислению первичным профсоюзным организациям средств для проведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в случаях, предусмотренных коллективным договором. Факты полного невыполнения коллективных договоров встречались на предприятиях, не сумевших приспособиться и пережить кризис. Например, в ОАО "Мрамор" (г. Балаково) в 2009 году из-за резкого уменьшения объемов производства произошло массовое сокращение штатов. Предприятие было полностью остановлено, первичная профсоюзная организация с 1 августа 2009 года прекратила общественную деятельность. Факты банкротства предприятий были также на предприятиях текстильной промышленности. Большое внимание в коллективных договорах и соглашениях уделялось вопросам охраны труда. На большинстве предприятий созданы совместные комиссии, назначены уполномоченные лица по охране труда. В образовательных учреждениях в 2009 году финансирование мероприятий на охрану труда возросло в два раза и составило 190 млн. рублей. Проведена аттестация 2659 рабочих мест. На находящихся на профобслуживании предприятиях химической промышленности общая сумма затрат на охрану труда составила 171,3 млн. рублей. Как результат снижения производственного травматизма добились администрация и профсоюзные комитеты ООО «Балаковорезинотехника», ООО «Балаковские минеральные удобрения». На ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» с внедрением системы менеджмента охраны здоровья и профессиональной безопасности OH SAS 18001 несчастных случаев на предприятии не наблюдается с 2007 года.
В соответствии с коллективными договорами в целом по Федерации профсоюзных организаций области в 2009 году направлено:
- на оказание материальной помощи – 64,3 млн. руб. (120,9 % к 2008 году);
- на культурно-массовую работу – 87,4 млн. руб. (92,4 % к 2008 году);
- на физкультурно-оздоровительную работу – 12,8 млн. руб. (77,6 % к 2008 году);
Соглашения
На начало 2010 года, по данным областных организаций профсоюзов, в области действует 23 областных отраслевых соглашения и 177 – территориальных отраслевых соглашений: по автотранспорту и дорожному хозяйству – 2, по агропромышленному комплексу – 26, здравоохранению – 31, торговле – 4, культуре – 37, госучреждениям – 35, народному образованию и науки – 39, строительству – 1, лесным отраслям – 2.
Перезаключено в течение года 39 территориальных отраслевых соглашения и 3 областных отраслевых соглашения: по организациям здравоохранения, агропромышленного комплекса, лесных отраслей. Кроме того, действует одно региональное и 41 территориальное трехстороннее соглашение, 10 из последних были перезаключены в отчетном периоде.
За 2009 год проведено 5 заседаний областной трехсторонней комиссии, на которых рассмотрено 17 вопросов. С участием профсоюзов подготовлено 4 вопроса, в т.ч. вопросы «О внесении дополнений в раздел «Развитие кадрового потенциала и обеспечение занятости населения» областного трехстороннего соглашения, «О результатах введения новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях и направлениях ее дальнейшего совершенствования». Благодаря согласованным действиям сторон социального партнерства среднемесячная заработная плата возросла за год на 12,9 процента, реальная заработная плата - на 2,1 процента. Сократился разрыв в уровнях оплаты труда работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики. В значительной степени этому способствовал переход первых на новые условия оплаты труда. За два последних года в 2,1 раза (с 30 до 14 процентов) сократился удельный вес работников с зарплатой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, снизилась дифференциация заработной платы (с 17,8 раз до 8,7 раза).
Согласованная сторонами партнерства политика по вопросам социальной поддержки населения, несмотря на финансовый кризис, позволила сохранить реальный уровень социальных гарантий и льгот для большинства категорий населения. Так, сохранен реальный уровень материальной поддержки ветеранам труда, гражданам, получающим субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Анализ выполнения пунктов действующего областного трехстороннего Соглашения за 2009 год показал, что не все обязательства сторонами выполнены. Достигнутый рост заработной платы в основном обеспечен за счет бюджетников, работников госуправления, сельского хозяйства, пищевой промышленности, химических производств, железнодорожного и автомобильного транспорта. В то же время в большинстве отраслей реального сектора экономики, где занято примерно 60 % работников наемного труда, произошло снижение реальной зарплаты. При этом у работников, занятых в строительстве, в розничной торговле, в текстильном производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, минеральных продуктов, машин и оборудования, автомобилей, прицепов и полуприцепов, судов и летательных аппаратов, мебели и ряда других производств, произошло снижение абсолютных размеров средней зарплаты.
Стороны не заключили региональное соглашение по минимальной заработной плате на 2010 год. На будущий 2011 год рассматривается только возможность обсуждения этого вопроса. Индексация зарплаты бюджетников в 2010 году заморожена, что не соответствует обязательству сторон о повышении реальной зарплаты. Не обеспечен реальный уровень социальных гарантий и льгот ряду категорий населения. Так, остались на прежнем уровне стипендии в областных учреждениях начального и среднего профобразования (400 рублей с 2008 года).
Не принимался нормативно-правовой акт по обеспечению санаторно-курортного лечения и оздоровления работников бюджетной сферы. Оценивая в целом колдоговорную кампанию 2009 года, можно сказать, что мировой финансовый кризис внес существенные коррективы в реальное выполнение договорных обязательств, оказал влияние на качественную составляющую колдоговорного процесса.
Затруднилось ведение коллективных переговоров профсоюзных организаций с работодателями по заключению новых договоров либо пролонгации действующих без снижения уровня трудовых и социально-экономических гарантий.
 
Отдел социально-трудовых отношений Федерации профсоюзных организаций области 
Приложение № 1
к постановлению Президиума
Саратовского областного объединения организаций профсоюзов
"Федерация профсоюзных организаций Саратовской области"
№ 32 от 26 февраля 2010 г.
 
Положение о конкурсе
"Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года"
 
I. Общие положения
1. Конкурс "Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года" (далее конкурс) организуется в рамках мероприятий, проводимых в год 20-летия образования ФНПР.
2. Учредителем и организатором конкурса является Саратовское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (далее Федерация).
 
II. Цели и задачи конкурса
1. Повышение эффективности работы координационных советов муниципальных образований, усиление их деятельности в решении межотраслевых задач по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов.
2. Развитие системы социального партнерства.
3. Организационное укрепление профсоюзов.
 
III. Условия конкурса
1. В конкурсе принимают участие городские и районные координационные советы муниципальных образований области, сформированные в соответствии с "Положением о координационном совете организаций профсоюзов - представительстве Саратовского областного объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" в муниципальном образовании (постановление Совета профобъединения № 2 от 26 мая 2005 г.).
2. Для участия в конкурсе в конкурсную комиссию в течение 1 квартала т.г. подается заявка, в которой указывается название координационного совета, Ф.И.О. председателя (заместителя) координационного совета, контактный телефон, список членов координационного совета, прилагается выписка из протокола заседания координационного совета с решением об участии в конкурсе.
 
IV. Порядок проведения конкурса
1. Конкурс проводится в течение 2010 года.
2. На конкурс представляются следующие материалы: 
- информация о формах и методах взаимодействия координационного совета с органами власти муниципального образования, в том числе: участие в работе территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (копии повесток дня и решений заседаний комиссии); представительство профсоюзов в органах власти муниципального образования; участие в работе различных комиссий и групп администрации муниципального образования; участие в обсуждении проектов нормативных актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления в сфере труда; влияние совместной работы координационного совета и органов власти на реальные результаты в интересах работников и населения (оценивается до 15 баллов); - действующее 3-х стороннее соглашение и краткая справка о его выполнении (оценивается до 10 баллов);
- работа координационного совета по мотивации профсоюзного членства, участие в создании (воссоздании) первичных профсоюзных организаций (оценивается до 10 баллов);
- публикации в СМИ о работе координационного совета (оценивается до 5 баллов);
- формы участия в профсоюзных акциях (оценивается до 5 баллов).
 
V. Конкурсная комиссия
- оказывает помощь координационным советам в подготовке к участию в конкурсе;
- анализирует представленные на конкурс материалы;
- подводит итоги конкурса и определяет победителей.
 
VI. Порядок представления материалов на конкурс
1. Прием материалов на конкурс проводится в отделе организационной работы аппарата Федерации до 15 февраля 2011 года.
2. Результаты конкурса определяются до конца февраля 2011 года.
 
VII. Порядок и условия награждения
Координационному совету, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается звание "Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года" с вручением Почетной грамоты Президиума Федерации и ценного подарка на сумму 10 тыс. руб.
Координационному совету, занявшему второе место, вручается Благодарность Президиума Федерации и ценный подарок на сумму 7 тыс. руб.
Координационному совету, занявшему третье место, вручается Благодарность Президиума Федерации и ценный подарок на сумму 5 тыс. руб.
Председателям координационных советов, победителям конкурса, вручаются памятные подарки на общую сумму 3 тыс. руб.

Наталья Александровна, в каком состоянии сейчас находится отрасль? 
- Положение в нашей отрасли достаточно тяжелое. До сих пор в Саратовской области не произошло увеличения тарифов на проезд в общественном транспорте. В конце прошлого года обком профсоюза выступал с обращением к региональной власти о необходимости увеличения тарифов. Тарифы должны быть увеличены! Без этого невозможно представить дальнейшую жизнь автотранспортного комплекса. Ведь от повышения тарифов зависит и увеличение заработной платы работников, и обновление подвижного состава. 
-А вы не боитесь, что люди будут упрекать профсоюз в том, что он выступает за принятие негативных мер, которые затронут практически все население области? 
- Проблема есть. Безработица, неполный рабочий день, низкая оплата труда наемных работников. В этих условиях нельзя повышать тарифы. Но выход должны найти власти всех уровней. Главное - принять правильное решение. 
Могу сказать одно: если бы все граждане страны активно боролись против повышения тарифов на коммунальные услуги, энергоносители, тогда и мы бы боролись против повышения цены на проезд в общественном транспорте. Мы, отраслевой профсоюз, защищаем в первую очередь своих членов профсоюза, которые хотят получать достойную заработную плату за свой нелегкий труд, они также должны содержать свои семьи, платить за коммунальные услуги. Мы выступаем против развала системы общественного транспорта. Если это случится - на чем будут ездить простые люди, пенсионеры? 
-Если на предупредительную общероссийскую акцию протеста не будет никакой реакции сверху, какие действия будут предприниматься профсоюзом дальше? 
-Скорее всего, будет организовано пикетирование. Забастовок не будет. Мы, автотранспортники, не будем бастовать однозначно. Ведь от нашей работы, работы общественного транспорта зависит жизнь всей страны. 
-И еще один вопрос непосредственно о профсоюзной деятельности. По сведениям статотчета за прошедший год у вас увеличилась численность членов профсоюза, вновь создано 11 первичных профсоюзных организаций… 
-Это так. Численность членов профсоюза увеличилась с 2687 (на 1 января 2009 г.) до 3249 (на 1 января 2010 г.). Для нашей сравнительно небольшой областной профсоюзной организации это значимый результат. Связано это, в первую очередь, с тем, что мы усилили работу по организационному укреплению профсоюза, обратили серьезное внимание на обучение профактива. Могу привести следующий пример. Недавно у нас проходил семинар для председателей первичек. Мы разослали директорам предприятий, где нет первичных профсоюзных организаций, приглашения направить на учебу активных работников. В результате в ближайшее время на одном из наших предприятий СПАТО-1 пройдет собрание трудового коллектива, где будет идти речь о создании профсоюзной организации. 
Ну и, конечно, немаловажное значение имеет отношение работодателя к профсоюзу. Руководители предприятий начинают понимать, что профсоюз – социальный партнер, его присутствие на предприятии – это только плюс.

Понедельник, 19 Ноябрь 2012 11:55

Почему свободны тысячи вакансий?

Интервью председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области М.В. Ткаченко газете "Новые времена в Саратове" (№ 3 (356), 5-11.02.2010).

Михаил Ткаченко, председатель Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, о причинах безработицы и путях ее преодоления.

Профсоюзному лидеру Саратовской области тема беседы с корреспондентом «НВ» была далеко не безразлична. Безработица, сокращения, вопросы оплаты труда всегда были в центре внимания профсоюзов. Михаил Викторович дал оценку усилиям областного правительства по стабилизации ситуации на рынке труда и ответил на вопросы нашей газеты.

-Эффективно ли, на ваш взгляд, справлялось в минувшем году с ростом безработицы министерство занятости, труда и миграции?

-Очень правильным и взвешенным было решение губернатора о создании министерства занятости, труда и миграции. Это нам позволило в условиях кризиса отслеживать рынок труда. Во многих областях таких министерств нет и там уровень безработицы выше нашего. Это говорит о том, что в нашей области ситуацию прогнозировали, к ней подготовились. И в рамках антикризисной программы сумели удержать ситуацию под контролем.

Профсоюзы отслеживают положение на рынке труда каждую декаду и каждый месяц. Мы также контролируем в рамках 3-стороннего соглашения,  идет ли процесс сокращения кадров на предприятиях. «Горячих точек» много, большинство предприятий с трудом выживает в нынешних непростых условиях. Однако наше вмешательство зачастую помогает сохранить рабочие места. Так, в сентябре минувшего года руководство института  «Саратовгражданпроект» издало приказ о сокращении 140 человек. Однако после переговоров первичной профсоюзной организации с администрацией заявка о сокращении уменьшилась до 86 человек. На сегодняшний день фактически сокращено 14 человек.

Так что вопросы движения рабочей силы на откуп собственникам предприятий не отдаются. Мы знаем, кто, сколько, когда и почему будет сокращать. Чтобы этого не допустить, профсоюзы, правительство и работодатели работают вместе. Эффективность такого подхода проявилась, например, в ситуации, связанной с филиалом Приволжского управления буровых работ ОАО «Подзембургаз». В первой половине прошлого года это предприятие работало всего 8 часов в неделю, заработная плата резко упала, коллектив лихорадило. Обком профсоюза обращался в Центральный комитет профсоюза, к руководителю «Газпрома» Алексею Миллеру. Облправительство нас поддержало. В итоге предприятие удалось вновь загрузить работой, простои прекратились, люди стали получать более-менее нормальную зарплату.

-Какой должна быть нормальная зарплата?

-Есть экономические законы, которым следуют во всем мире. И по ним цена труда в стоимости товара должна составлять 25%. У нас есть и 6, и 7 процентов. В России рабочая сила недооценена. У нас нет правил определения системы оплаты труда. Один и тот же водитель получает везде по-разному. Один работает в энергоснабжающей организации, другой – в сфере ЖКХ. Водитель из ЖКХ работает, может быть, в пять раз больше, а получает впятеро меньше. Почему такой перекос?  Потому что некому упорядочить оплату труда. Мы всегда говорили и говорим: в стране должно быть министерство труда. Нет ни одной страны в мире, кроме России, где нет такого министерства. Ведь основа всего –  труд. Как только начинается перекос, сразу возникают проблемы в обществе. Вот у нас в области имеется, по данным центров занятости, 9 тысяч вакансий. Почему люди не кидаются их занимать? Потому что зарплата там в основном самая минимальная. Из нее за проезд на работу – отдай, за обед – отдай. Не то что семью – себя не прокормишь на такие деньги. Так стоит ли идти на эту зарплату?.. Вопрос безработицы – очень глубокий.

-Что, по-вашему, будет тем «локомотивом», который вытащит нашу экономику из кризиса?

-Мне близка позиция тех, кто говорит, что экономику вытащит сельское хозяйство. Мы выпускаем вполне  конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынках сельскохозяйственную продукцию. Единственное «но» – зарплата в селе маленькая. А ведь сельский труд – очень тяжелый, с ненормированным рабочим днем. Если крестьянам будут платить по труду, они начнут покупать технику – значит, заработают конвейеры по выпуску сельхозмашин. А сейчас селу не на что покупать машины…

Отдачу можно получить только с реального сектора экономики. Еще Пушкин писал, каким образом  государство богатеет – «когда простой продукт имеет».

Понедельник, 19 Ноябрь 2012 11:55

Почему экономят на работниках?

Интервью председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области газете «АиФ-Саратов» (№48 (779), 25 ноября – 1 декабря) 

Реальный сектор экономики региона продолжает нести потери: работников сокращают, оставшимся урезают зарплату или отправляют в простой. И какую бы "картину маслом” ни рисовали чиновники, за сухими цифрами - тысячи семей, оставшихся без средств к существованию.
О том, почему собственники не спешат выводить предприятия из кризиса и станет ли нынешняя ситуация катализатором общественных волнений в регионе, корреспондент "АиФ - Саратов” беседовал с председателем профсоюзных организаций области Михаилом Ткаченко.
Общественные работы - не выход
- Михаил Викторович, когда слушаешь отчеты чиновников, как-то все слишком гладко и ровно получается. Наверняка в реальности все не так?
- Наша область в числе других регионов Поволжья действительно оказалась уязвимой. У нас более 20 крупных и средних предприятий завязаны на автомобильную промышленность, железнодорожную отрасль. Остановился АвтоВАЗ - встали заводы в Балакове. РЖД снизила заказы - убытки несет подшипниковый завод. Но лично я такие объяснения воспринимаю как отговорки. Если руководство предприятия в хорошие времена не останавливалось бы на достигнутом, а продолжало искать новые рынки сбыта, возможно, даже новые направления производства, то ситуация была бы не столь плачевной. Когда же портфель заказов сдулся, собственники не нашли ничего лучше, чем сокращать работников. Например, на том же "СПЗ” в этом месяце будут уволены 226 человек, на "Балаковорезинотехнике” до конца декабря - 702 человека, на балашовском предприятии "Рембаза” - 185 человек.
- Кстати, некоторые предприятия, чтобы сохранить хоть какую-то часть работников, предлагают им общественные работы. Это выход?
- С одной стороны, занятость людей должна приветствоваться. Но общественные работы не наполняют бюджет, как реальный сектор экономики. Они его просто расходуют. А ведь эти деньги предназначены бюджетникам - врачам, учителям. Лучше бы средства, выделенные на временную занятость, направили на создание полноценных рабочих мест, на развитие и модернизацию производства. А между тем, только на предприятиях промышленности фонд заработной платы уменьшился на 5,9%. И что в такой ситуации делать людям? Разве нормально, что инженер с высшей квалификацией идет подметать улицы? Но когда ситуация изменится к лучшему, работать будет некому. Уже сейчас происходит самая настоящая утечка мозгов с бывших когда-то ведущими заводов области. Например, на авиационном заводе. Они бы и рады собирать новейшие самолеты, но люди ушли, а без них самолет не взлетит. Ведь с коллективом можно построить новый завод, а вот без него - остаться у разбитого корыта.
От недовольства до волнений - один шаг
- На ваш взгляд, ситуация может измениться в следующем году в лучшую сторону?
- Все зависит от того, какая помощь будет оказана реальному сектору. Будет она - все наладится. Но если до предприятий по-прежнему будут доходить копейки, то сферу занятости ждет обвал. Вот я, например, задаю вопрос замминистра промышленности и энергетики: сколько рабочих мест вы создадите в следующем году? Он не может ответить. А ведь это, в том числе, и задача наших чиновников - встречаться с собственниками и коллективами, помогать предприятиям дешевыми кредитами, лоббировать их интересы на федеральном уровне. Любят руководители обвинять работников в низкой производительности труда. Но это же лукавство. Как можно на оборудовании, изношенном на 50-60% - и я говорю именно о саратовских предприятиях - повышать КПД?
- Как вы думаете, жители области, работники простаивающих предприятий уже готовы к тому, чтобы выйти на забастовку, перекрыть улицы в знак протеста?
- Такого очага, который мог бы вылиться в массовое недовольство, в нашей области нет. У людей все же осталась некая доля терпения. Но нас беспокоит режим неполной занятости, в котором работают около 30 тысяч человек. Это ведь коллектив среднего предприятия. Люди не просто теряют в зарплате, но и в будущей пенсии. Например, на петровском "Молоте” все 1200 сотрудников работают три дня в неделю. Такая же обстановка на 303 предприятиях области. Есть и такие организации, которые привлекают своих работников всего один раз в неделю. Недовольство этих людей вполне может вылиться во что-то существенное. Ведь основные права работников предприятий на сегодняшний день ущемлены. Нам очень нужны законы, которые бы устраивали всех: и бюрократа, и простого рабочего, и руководителя. Но таких законов пока нет. Поэтому и диалога не получается.

Алена ЕГОРОВА

Понедельник, 19 Ноябрь 2012 11:55

"Профсоюзы - за профсоюзы"

На сегодняшний день в Саратовской области  почти 30 тысяч безработных. В условиях неполной занятости работают около 26 тысяч человек. Уровень безработицы составляет 2,3 процента от общего количества трудоспособного населения. К осени ситуация может измениться и не в лучшую сторону. 
О перспективах дальнейшего развития ситуации в реальном секторе экономики сегодня мы разговариваем с председателем Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаилом Ткаченко.

– Михаил Викторович, каковы ваши прогнозы по безработице?
– Мы ожидаем, что безработица начнет расти в сентябре–октябре, когда закончатся сезонные работы. На ряде предприятий это случилось раньше – в июле–августе. И сегодня ни о каком замедлении темпов безработицы говорить не приходится. Наша задача – до конца года удержаться на уровне 2,5 процента.
Но все зависит от того, как власти, работодатели и профсоюзы сработают, в том числе и в 2010 году.
– А где, по вашему мнению, наиболее тяжелая ситуация?
– Саратовская область входит в Приволжский федеральный округ, а ПФО пострадал от кризиса больше других. На его территории сосредоточено автомобильное и сельскохозяйственное машиностроение, металлообрабатывающие и станкостроительные предприятия. До половины предприятий этих отраслей находятся в простое или в режиме неполного рабочего дня, недели. У нас в области это порядка 15 тысяч работников. Это достаточно серьезно.
– Как известно, производство упало. Насколько сильно, по вашим ощущениям? 
– К примеру, производство резиновых и пластмассовых изделий в первом полугодии к уровню 2008 года составило 65 процентов. Соответственно, упала и средняя заработная плата на предприятиях. Вообще, заработная плата в реальном секторе экономики  продолжает падать. 
– Тем не менее средняя зарплата по области пока еще держится на прошлогоднем уровне...
– Это происходит только за счет того, что бюджетникам с 1 января повысили заработную плату. Но, согласитесь, учитель врача не прокормит. Как и врач учителя. Нужно, чтобы заработал реальный сектор экономики.
– Что бы вы могли предложить?
–  Нас очень волнует, что заводы не могут получить кредиты. И лично я не верю, что реальный сектор получит их под 14 процентов годовых. Основная часть денег банкиров – это привлекаемые средства населения. А у населения они берут как раз под 14 процентов годовых. 
Наверное, здесь нужно вести работу по созданию государственных банков, которые имели бы возможность реальному сектору предоставлять дешевые кредитные ресурсы. Такие же банки, как Россельхозбанк, должны быть в строительстве, других отраслях. 
– Но прежде, чем такие банки появятся, многие предприятия пойдут с молотка…
– Сегодня нас не устраивает и законодательство о банкротстве. Какова задача внешнего управляющего? Рассчитаться с долгами. А это зачастую делается через реализацию по частям имущества предприятия. Мы понимаем, что в таких случаях производство будет неминуемо закрыто, а люди окажутся выброшенными на улицу. И профсоюзы пытались договориться с одним внешним управляющим, который банкротил предприятие в Балашове. Но безрезультатно.
Поэтому мы считаем, что в условиях кризиса закон о банкротстве необходимо отменить. 
– А что делают профсоюзы на местах?
– Там, где возникают спорные вопросы между трудовыми коллективами и руководством предприятий, мы садимся за стол переговоров, и в восьми случаях из десяти вопросы решаются. А если не получается договориться, то по фактам нарушения трудового законодательства обращаемся в Государственную инспекцию по труду, прокуратуру или напрямую в суд.
– С какими проблемами вы сталкиваетесь на предприятиях?
– Есть примеры, когда выплаты за простой по вине администрации осуществляются исходя из двух третей от тарифной ставки, а не среднемесячной зарплаты. Работник в этом случае получает в разы меньше. Есть работодатели, пытающиеся сэкономить на охране труда, кто-то решает свои проблемы через сокращения… 
Кстати, по ряду предприятий мы сумели договориться о том, что массовых увольнений работников не будет. 
– Долги по заработной плате в области растут? И насколько быстро?
–  Нет, они держатся примерно на одном уровне – от 50 до 70 миллионов рублей. В основном проблемные заводы – это «Балашовский текстиль», САЗ, «Химформ». По другим предприятиям  – задержки на один-два месяца, которые периодически то появляются, то ликвидируются. 
– Взять тот же многострадальный авиазавод: здесь точно без загрузки производства никакой прокуратурой его проблемы не решить. Нет?
– Главная беда завода в том, что он не может найти свою нишу. В итоге зарплата задерживается, и работникам предприятия при нашей поддержке приходится выбивать ее через суды. Одновременно с тем на предприятии постепенно высвобождаются  люди. Вот на август руководство САЗа подало заявку на увольнение еще 275 человек.
– Что скажете о не менее многострадальном балаковском «Химформе»?
– По-хорошему, в Балакове нужно вместе садиться за один стол собственникам, властям, профсоюзам и наметить совместный план действий. Хотя, хочу заметить, на «Химформе» нет профсоюзной организации. В этих условиях интересы человека труда в рамках социального партнерства защитить сложно.
– На таком крупном заводе нет профсоюза?
– Это вообще уловка многих собственников. Если создать на предприятиях профсоюзные организации, значит, нужно заключать коллективные договоры, нести социальную ответственность перед своими работниками. 
Кроме того, в случае сокращения нужно предупреждать работника об этом за два месяца, потом платить еще один месяц среднюю зарплату после увольнения. И профсоюз за этим проследит. 
Согласитесь, для работодателя намного проще действовать так, как, например, поступают в некоторых крупных сетевых магазинах: при приеме на работу потребовать от работника написать сразу два заявления, одно – на прием, другое – на увольнение по собственному желанию. Для того чтобы директор мог подписать его в любое удобное для него время. Работник в этом случае бесправен. Люди должны быть сами заинтересованы в создании профсоюзной организации и имеют на это полное право в соответствии с российским законодательством.
– На сегодняшний день сколько трудящихся области являются членами профсоюзов?
– В областном профобъединении состоит порядка 420 тысяч членов профсоюзов. Это примерно около 40 процентов от численности работающих в экономике. Сейчас идет процесс создания новых профсоюзных организаций. В частности, в автотранспортных предприятиях и в торговле.

Вопросы задавал Алексей Рыбкин

В 2008 году в Федерацию профсоюзных организаций  Саратовской области  и ее членские организации по вопросам, связанным с нарушением трудовых прав обратились 12191  человек, из них 11309 обращений были удовлетворены. Рассмотрено также 4102 жалобы, из которых 3819 были признаны обоснованными  с принятием мер по защите прав и интересов работников - членов профсоюзов.

По данным Управления Судебного департамента в  Саратовской области в 2008 году количество обращений к мировым судьям по вопросам оплаты труда по сравнению с предыдущим годом сократилось  на 3025 и составило 5561, в том числе 5283 иска рассмотрено с вынесением решения об удовлетворении требований работников. При этом присуждено к взысканию (включая компенсацию морального вреда) – 3544835 рубля. Рассмотрено также 392 других дела, возникших  из трудовых правоотношений, по 131 иску вынесены решения об удовлетворении требования на сумму 1579912 рублей. 

Эти данные в определенной  мере показывают, что на предприятиях и в организациях недостаточно  уделяется  внимания созданию и организации деятельности комиссий  по трудовым спорам. В условиях кризиса произошел рост  напряжения в сфере труда. В связи с этим значительно возросло количество обращений работников по вопросам  нарушения  трудового законодательства, в том числе, по   сведениям Министерства занятости,труда и миграции области, и в органы  государственной  власти области.

С учетом указанных обстоятельств и в порядке реализации «Плана совместных действий органов исполнительной власти Саратовской области, Государственной инспекции труда  в Саратовской области, Союза товаропроизводителей и работодателей Саратовской области, Федерации профсоюзных организаций Саратовской области по обеспечению  соблюдения трудового законодательства на 2009 год» руководителям предприятий, организаций и учреждений, профсоюзным комитетам и трудовым коллективам предлагается  настоящая информация об основных вопросах по созданию комиссий по трудовым спорам и обеспечению условий их деятельности.

Порядок рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров  определен в главе  60 Трудового кодекса РФ.

Непосредственно в трудовых коллективах интересы  работников-членов профсоюзов во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений представляют профсоюзные комитеты.

В случаях, когда работнику не удается  лично или с помощью профсоюзного комитета урегулировать путем переговоров разногласия  с работодателем  по вопросам применения трудового  законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта,  трудового договора (в том числе об установлении или изменений индивидуальных условий труда), возникает трудовой спор, для разрешения которого он вправе обратиться в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. В соответствии со ст. 382 Трудового кодекса РФ эти споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и районными (городскими) судами. 

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного  органа работников) и (или)  работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный  орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок  направить в комиссию своих представителей.

Представители работодателя в комиссию по трудовым спорам назначаются руководителем организации, а представители работников – избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работником с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников.

В соответствии со ст. 171 Трудового кодекса РФ членам комиссии по трудовым спорам предоставляет свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.  Комиссия по трудовым спорам имеет свою печать. Организационно-техническое  обеспечение деятельности комиссии  осуществляется работодателем. Из своего состава комиссия избирает  председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии.

К компетенции комиссии по трудовым спорам относятся споры:
- об оплате труда;
- о рабочем времени и времени отдыха, включая предоставление и оплату основного и дополнительного отпусков, установление режима неполного рабочего времени;
- об изменении определенных сторонами условий трудового договора;
- о признании недействительными условий трудового договора;
-о выплате премий, доплатах за совмещение профессий (должностей),расширение зон обслуживания, увеличения объема работ, об оплате за сверхурочную работу, за работу в ночное время и в других случаях,предусмотренных ТК РФ;
- о выплате ежемесячных и ежегодных  надбавок за выслугу лет ;
- о снятии дисциплинарных взысканий;
- о незаконном отстранении от работы с приостановкой выплаты заработной платы;
- о предоставлении льгот и преимуществ работнику, если эта обязанность работодателя предусмотрена трудовым договоров, коллективным договором, нормативным правовым актом;
-  другие индивидуальные трудовые споры, если они не отнесены к непосредственной компетенции суда.

Работник (бывший работник)  может обратиться в комиссию по трудовым спорам   в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать  о нарушении  своего  права (статья 386 Трудового кодекса РФ). Пропущенный по уважительный причине срок,  может быть восстановлен комиссией по просьбе  работника. В письменном заявлении работник излагает содержание спора и доказательства нарушения своего субъективного трудового права.   Заявление работника, принятое комиссией по трудовым спорам, должно быть рассмотрено  в течение десяти календарных дней, что обеспечивает возможность оперативного разрешения спора и защиты прав работников.  Заседания должны назначаться с таким расчетом, чтобы как работник, так и вызванные участники процесса могли присутствовать  на заседании в нерабочее для них время. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствуют  не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Обязательные реквизиты и содержание решения комиссии  перечислены в статье 388 Трудового кодекса  РФ. При этом следует помнить, что комиссия по трудовым спорам – орган, наделенный властными, законодательно закрепленными  полномочиями по разрешению  трудовых  споров. Поэтому решения этого органа, которые принимаются тайным голосованием,  являются обязательными  для исполнения сторонами трудового спора. Решение считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствующих  на заседании членов комиссии. Решение  должно быть мотивированным, основанным на законе, нормативных актах о труде, коллективном или трудовом договоре, выражено в четкой  форме, не допускающей двоякого толкования. В решении по денежному требованию указывается конкретная сумма, подлежащая  к выплате. Копии решения  комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, в трехдневный срок со дня его  принятия  вручаются работнику и работодателю    или их представителям. Стороны (работник, работодатель) имеют право обжаловать данное решение в судебном порядке  в десятидневный срок со дня вручения им копии решения  комиссии.

Решение комиссии является окончательным и подлежит исполнению в течение трех дней  по истечении  десяти дней, предусмотренных на обжалование (статья 389 Трудового  кодекса РФ). В случае неисполнения решения комиссии в установленный срок  работнику выдается Удостоверение, являющееся исполнительным документом. 
Работник может обратиться за Удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения  комиссии (ст. 389 ТК РФ). Если указанный срок пропущен по уважительной причине,  комиссия может его восстановить  на своем специальном заседании.

Удостоверение  выдается по письменному заявлению работника, которое рассматривается на заседании  комиссии.  Оно  заверяется подписью председателя или его заместителя  и печатью комиссии по трудовым спорам. 

В соответствии с п.п. 4 п. 1 статьи  12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2.10.2007 г. (в редакции от 30.12.2008 г.) судебные приставы-исполнители принимают Удостоверения, выдаваемые  комиссиями по трудовым спорам, к принудительному исполнению наравне с другими исполнительными документами в течение трехмесячного срока со дня его получения. В случае пропуска работником  указанного срока  по уважительным причинам, комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратились в установленный срок  с заявлением о перенесении спора в суд.

Правильная, в соответствии с законодательством, организация работы комиссий по трудовым спорам обеспечит возможность работникам рассматривать и разрешать неурегулированные разногласия с работодателями  непосредственно  на предприятиях и в организациях и будет способствовать снижению социальной напряженности  в условиях кризиса.

В связи с этим профсоюзным  комитетам  и работодателям организаций, не имеющим комиссий по трудовым спорам, необходимо провести работу по образованию этих органов в соответствии со ст. 384 Трудового кодекса  РФ.

В целях повышения гарантий трудовых прав работников и эффективности работы комиссии по трудовым спорам  руководителям предприятий и организаций, председателям профсоюзных комитетов необходимо принять меры: по обеспечению  паритетного их состава – из равного числа представителей работников и работодателя; проведению обучения членов  комиссии; созданию условий  для принятия решений комиссиями тайным голосованием; предоставлению им помещений для проведения заседаний, хранения документов; изготовлению соответствующей печати комиссии по трудовым спорам.

Повышению роли комиссии по трудовым спорам в урегулировании разногласий по вопросам  применения трудового законодательства может способствовать размещение информации о ее работе в доступном для всех работников месте (местах) на предприятии, в организации.

Федерация профсоюзных организаций Саратовской области

телефоны для консультаций:

26-12-49,

27-72-60,

27-72-62

Во всем цивилизованном мире профсоюзы считаются наиболее эффективным механизмом улаживания социальных противоречий. В советское время в нашей стране они оставались лишь косметическим придатком командно-административной системы. Но сейчас профсоюзам бросают новый вызов. Ситуация экономического кризиса придает проблеме особую остроту. О своем видении развития профессиональных объединений в XXI веке и многом другом рассказал председатель Федерации профсоюзов Саратовской области Михаил Ткаченко.

-Михаил Викторович, финансовый кризис обостряет трудовые отношения на многих предприятиях. Как будет меняться в связи с этим политика профсоюзов?

-В условиях кризиса на первый план выходит одно из основных направлений профсоюзной деятельности – строгий контроль за выполнением трудового законодательства при увольнениях, сокращениях работников, оплате труда.

Профсоюзы должны принимать меры по улучшению законодательства для разрешения тех вопросов, которые возникают в связи с кризисом. И это уже делается. В частности, внесены изменения в закон о занятости. Федерацией независимых профсоюзов России совместно с депутатами Госдумы  разработаны поправки в Гражданский кодекс и законодательство о банкротстве. Их суть в том, что в случае банкротства в первую очередь должны гаситься долги по зарплате (сейчас заработная плата – это выплата третьей очереди), а уж после этого производиться все остальные платежи, включая налоговые.

Еще одно направление, которое требуется усилить, – это информирование всех членов профсоюзов о том, как действовать в условиях кризиса, как правильно использовать трудовое законодательство. Сильной стороной профсоюзов во все времена являлось оказание бесплатной юридической помощи каждому своему члену. В условиях кризиса это направление нашей работы является востребованным.

И давайте не забывать, что кризис возник не по вине профсоюзов. Обеспечить людей работой и достойной зарплатой – основная задача власти и работодателей. И политика профсоюзов, как стороны социального партнерства, представляющей интересы наемных работников, будет меняться в зависимости от умения социальных партнеров решить эту непростую в условиях кризиса задачу.

-В последнее время часто озвучивается мнение, что профсоюзы переживают упадок. Не считаете ли Вы, что кризис дает шанс профсоюзам вновь заявить о себе как о мощном инструменте защиты прав трудящихся?

-В первую очередь, кризис дает шанс власти и работодателям заняться серьезно инновационными программами, используя в полной степени трудовой потенциал.   Что касается упадка в профсоюзах – это слово профсоюзам не подходит. На протяжении 100 лет профсоюзы работали в разных социально-политических условиях, но никогда не отрывались от трудовых коллективов. То, что профсоюзы инициировали рост оплаты труда в нашей области, минимального размера оплаты труда в целом по России, увеличения пособия по безработице, добились привлечения прокуратуры к контролю за соблюдением Трудового кодекса  – это говорит не об упадке, а о силе профобъединений.

Кризис станет и для профсоюзов проверкой на прочность. Не исключено, что в этих условиях некоторая часть данных организаций может развалиться, но в большинстве своем профсоюзные организации должны укрепиться, набрать новую силу, завоевать доверие людей. И этому примеры уже есть. В условиях кризиса многие работники, ранее бывшие ярыми противниками профсоюзов, пишут заявление о вступлении в профсоюз.

-Могут ли профсоюзы реально предотвратить массовые сокращения на предприятиях области?

-Изучение финансово-экономической ситуации, складывающейся на предприятиях, информирование об этом вышестоящих хозяйственных организаций, органов власти и требование принять меры могут сыграть весомую роль в предотвращении массовых сокращений. Взять для примера завод «Контакт». Благодаря грамотным действиям профсоюзного комитета, обнародованию информации о предстоящем сокращении 30 % персонала перед властью удалось  снизить первоначальные планы по сокращению  с 1500 до 313 человек.  

-В случае возникновения на предприятиях области серьезных трудовых конфликтов, какой будет позиция профсоюзов в смысле соблюдения баланса интересов работодателя и работников?

-Это зависит от ситуации, от заключенного коллективного договора, от возможностей собственника, от позиции первичной профсоюзной организации. Есть комиссии по трудовым спорам, которые изучают конкретные проблемы и возможности, принимают решения. Позиция профсоюзов неизменна: там , где ущемляют права трудящихся, нарушают законы, там есть и будет защита.

-За последние несколько лет в стране наблюдается тенденция появления небольших профсоюзов, независимых от Федерации Независимых Профсоюзов России, таких как на «Автовазе» или заводе «Форд» в Всеволожске.  Воспринимаете эти профсоюзы как конкурентов или соратников?

-Мы открыты для всех, готовы сотрудничать со вновь созданными профсоюзами, которые принимают наш устав. С теми, кто выдвигает популистские лозунги, ничего не делая для защиты трудящихся, нам не по пути.

-Как Вы оцениваете внесенное в Госдуму предложение об упрощении процедуры забастовки? Считаете ли Вы забастовку актуальным и эффективным методом разрешения трудовых споров?

-Сразу хочу отметить, что профсоюзы всегда соблюдают российское законодательство.  Современное законодательство таково, что для того чтобы организовать и провести забастовку требуется длительное время – порядка полутора месяцев. В экстремальных условиях, к которым смело можно отнести и кризис, работникам необходимо принимать решения в более короткие сроки. Поэтому мы выступаем за то, чтобы упростить процедуру забастовки, которая является эффективным, хотя и самым крайним методом борьбы.

-Считаете ли вы возможным организацию на базе областной Федерации профсоюзов профсоюзных организаций в неохваченных ранее отраслях, например в СМИ, в торговых сетях?

-Считаю это необходимым. Нет профсоюза – нет коллективного договора, в котором прописаны социальные гарантии работникам и обязанности работодателя по их выполнению.   В Федерации профсоюзов области есть областная организация профсоюза «Торговое Единство», в которую могут обратиться люди, работающие в сфере малого и среднего бизнеса. Работники СМИ могут обратиться в областную организация Профсоюза работников культуры. 
Профсоюз мешает только зарвавшемуся собственнику, который, нарушая закон, привык себя чувствовать безнаказанным.  Для наемного работника он необходим.

Сергей Вилков

Во всем цивилизованном мире профсоюзы считаются наиболее эффективным механизмом улаживания социальных противоречий. В советское время в нашей стране они оставались лишь косметическим придатком командно-административной системы. Но сейчас профсоюзам бросают новый вызов. Ситуация экономического кризиса придает проблеме особую остроту. О своем видении развития профессиональных объединений в XXI веке и многом другом рассказал председатель Федерации профсоюзов Саратовской области Михаил Ткаченко.

-Михаил Викторович, финансовый кризис обостряет трудовые отношения на многих предприятиях. Как будет меняться в связи с этим политика профсоюзов?

-В условиях кризиса на первый план выходит одно из основных направлений профсоюзной деятельности – строгий контроль за выполнением трудового законодательства при увольнениях, сокращениях работников, оплате труда.

Профсоюзы должны принимать меры по улучшению законодательства для разрешения тех вопросов, которые возникают в связи с кризисом. И это уже делается. В частности, внесены изменения в закон о занятости. Федерацией независимых профсоюзов России совместно с депутатами Госдумы  разработаны поправки в Гражданский кодекс и законодательство о банкротстве. Их суть в том, что в случае банкротства в первую очередь должны гаситься долги по зарплате (сейчас заработная плата – это выплата третьей очереди), а уж после этого производиться все остальные платежи, включая налоговые.

Еще одно направление, которое требуется усилить, – это информирование всех членов профсоюзов о том, как действовать в условиях кризиса, как правильно использовать трудовое законодательство. Сильной стороной профсоюзов во все времена являлось оказание бесплатной юридической помощи каждому своему члену. В условиях кризиса это направление нашей работы является востребованным.

И давайте не забывать, что кризис возник не по вине профсоюзов. Обеспечить людей работой и достойной зарплатой – основная задача власти и работодателей. И политика профсоюзов, как стороны социального партнерства, представляющей интересы наемных работников, будет меняться в зависимости от умения социальных партнеров решить эту непростую в условиях кризиса задачу.

-В последнее время часто озвучивается мнение, что профсоюзы переживают упадок. Не считаете ли Вы, что кризис дает шанс профсоюзам вновь заявить о себе как о мощном инструменте защиты прав трудящихся?

-В первую очередь, кризис дает шанс власти и работодателям заняться серьезно инновационными программами, используя в полной степени трудовой потенциал.   Что касается упадка в профсоюзах – это слово профсоюзам не подходит. На протяжении 100 лет профсоюзы работали в разных социально-политических условиях, но никогда не отрывались от трудовых коллективов. То, что профсоюзы инициировали рост оплаты труда в нашей области, минимального размера оплаты труда в целом по России, увеличения пособия по безработице, добились привлечения прокуратуры к контролю за соблюдением Трудового кодекса  – это говорит не об упадке, а о силе профобъединений.

Кризис станет и для профсоюзов проверкой на прочность. Не исключено, что в этих условиях некоторая часть данных организаций может развалиться, но в большинстве своем профсоюзные организации должны укрепиться, набрать новую силу, завоевать доверие людей. И этому примеры уже есть. В условиях кризиса многие работники, ранее бывшие ярыми противниками профсоюзов, пишут заявление о вступлении в профсоюз.

-Могут ли профсоюзы реально предотвратить массовые сокращения на предприятиях области?

-Изучение финансово-экономической ситуации, складывающейся на предприятиях, информирование об этом вышестоящих хозяйственных организаций, органов власти и требование принять меры могут сыграть весомую роль в предотвращении массовых сокращений. Взять для примера завод «Контакт». Благодаря грамотным действиям профсоюзного комитета, обнародованию информации о предстоящем сокращении 30 % персонала перед властью удалось  снизить первоначальные планы по сокращению  с 1500 до 313 человек.  

-В случае возникновения на предприятиях области серьезных трудовых конфликтов, какой будет позиция профсоюзов в смысле соблюдения баланса интересов работодателя и работников?

-Это зависит от ситуации, от заключенного коллективного договора, от возможностей собственника, от позиции первичной профсоюзной организации. Есть комиссии по трудовым спорам, которые изучают конкретные проблемы и возможности, принимают решения. Позиция профсоюзов неизменна: там , где ущемляют права трудящихся, нарушают законы, там есть и будет защита.

-За последние несколько лет в стране наблюдается тенденция появления небольших профсоюзов, независимых от Федерации Независимых Профсоюзов России, таких как на «Автовазе» или заводе «Форд» в Всеволожске.  Воспринимаете эти профсоюзы как конкурентов или соратников?

-Мы открыты для всех, готовы сотрудничать со вновь созданными профсоюзами, которые принимают наш устав. С теми, кто выдвигает популистские лозунги, ничего не делая для защиты трудящихся, нам не по пути.

-Как Вы оцениваете внесенное в Госдуму предложение об упрощении процедуры забастовки? Считаете ли Вы забастовку актуальным и эффективным методом разрешения трудовых споров?

-Сразу хочу отметить, что профсоюзы всегда соблюдают российское законодательство.  Современное законодательство таково, что для того чтобы организовать и провести забастовку требуется длительное время – порядка полутора месяцев. В экстремальных условиях, к которым смело можно отнести и кризис, работникам необходимо принимать решения в более короткие сроки. Поэтому мы выступаем за то, чтобы упростить процедуру забастовки, которая является эффективным, хотя и самым крайним методом борьбы.

-Считаете ли вы возможным организацию на базе областной Федерации профсоюзов профсоюзных организаций в неохваченных ранее отраслях, например в СМИ, в торговых сетях?

-Считаю это необходимым. Нет профсоюза – нет коллективного договора, в котором прописаны социальные гарантии работникам и обязанности работодателя по их выполнению.   В Федерации профсоюзов области есть областная организация профсоюза «Торговое Единство», в которую могут обратиться люди, работающие в сфере малого и среднего бизнеса. Работники СМИ могут обратиться в областную организация Профсоюза работников культуры. 
Профсоюз мешает только зарвавшемуся собственнику, который, нарушая закон, привык себя чувствовать безнаказанным.  Для наемного работника он необходим.

Сергей Вилков

О введении новой системы оплаты труда в бюджетных учреждениях культуры и действиях профсоюза на этапе реформирования заработной платы шла речь на IV Пленуме Саратовского обкома профсоюза работников культуры, прошедшем 25 февраля 2009 г.

Мнение абсолютного большинства присутствующих – введение новых систем оплаты труда не оправдало надежд работников учреждений культуры, которые, в первую очередь, возлагались на существенное увеличение заработной платы. 

По словам Веры Дмитриевой, председателя областной организации профсоюза работников культуры, в процессе работы над НСОТ обкому профсоюза совместно с другими профсоюзами бюджетной сферы удалось отстоять ряд позиций, не допустить ухудшения существующих условий труда. Например, полностью сохранены размеры доплат за работу в ночное время в организациях культуры в размере 35 процентов. По инициативе областного комитета профсоюза в областном Положении об оплате труда сохранена уменьшенная норма часов рабочего времени за ставку заработной платы для руководителей клубных формирований и аккомпаниаторов. По итогам переговоров с правительством области по проблеме оптимизации численности бюджетных учреждений уменьшено контрольное задание по сокращению персонала с 10 до 5 процентов. В ряде районов области после требований обкома профсоюза отменены приказы «о возможном сокращении работников», принятые с нарушениями трудового законодательства. К слову, данными приказами были предупреждены о возможном увольнении почти 700 работников культуры.

Однако по ряду принципиальных вопросов договоренности с властью достигнуты не были. В частности, по вопросу оплаты труда.

Областной комитет дал отрицательное заключение на проект Положения об оплате труда работников государственных учреждений культуры и направил письмо губернатору Саратовской области П.Л. Ипатову о проблемах отрасли культуры в связи с переходом на НСОТ. В нем обращалось внимание на тот факт, что в отрасли культуры вновь установлена самая низкая заработная плата среди работников бюджетной сферы. По мнению обкома профсоюза, данный нормативный акт изначально не позволяет решить задачи, поставленные реформой. Он направлен в первую очередь на более высокое повышение заработной платы самых низкооплачиваемых работников учреждений культуры, проблема достойной оценки труда специалистов остается нерешенной. 40 процентов ставок должностных окладов специалистов и 100 процентов окладов рабочих и высококвалифицированных рабочих заложены ниже МРОТ, что непременно приведет к направлению большей части стимулирующего фонда на доплаты до МРОТ. В итоге именно это и произошло. Например, в Балаково в 5 учреждениях культуры 63% работников, как видно из начисленной заработной платы за январь, получают зарплату на уровне МРОТ, а средняя зарплата составила 5345 рублей. Как выжить на такую зарплату на фоне роста стоимости коммунальных услуг, цен на продукты питания и лекарства – вопрос не из простых.

По непонятным причинам неоправданно затянулось принятие Положений об оплате труда в муниципальных районах. На 15 февраля во многих учреждениях не были утверждены Положения и заключены дополнительные соглашения с работниками.

Самый трудный вопрос – ресурсное обеспечение. Отрасль по-прежнему финансируется по остаточному принципу, и финансовое обеспечение реформы явно недостаточно. Особенно настораживает тот факт, что единых подходов к финансированию не сложилось, об этом свидетельствует разная финансовая ситуация в разных районах области. Особую озабоченность вызывают районы, где в последние годы не хватало финансирования на оплату труда. А контрольные показатели на 2009 год были заложены без учета этих недостающих средств. В результате при переходе на НСОТ средств не хватает даже на обязательные выплаты. В Екатериновском районе, например, эта сумма составила 7 млн. руб.

В ряде районов средства изыскивают за счет оптимизации численности, но проблема заключается в том, что высвобождаемые средства направляются не на стимулирующие выплаты, как это предусмотрено целями реформы, а на обеспечение обязательных выплат. Например, в Калининском районе сократили 20 рабочих мест, 70 человек перевели на неполный рабочий день день – и это только для того, чтобы обеспечить обязательные выплаты.

Реформирование системы оплаты труда проводится во многом с опорой на внутренние резервы: с 1 января этого года в отрасли культуры сокращено 630 рабочих мест, уволено 44 человека, на неполный рабочий день переведено 396 человек, из них 82 – на 0,25 ставки. По словам председателя областной организации культуры, это очень своеобразная борьба с бедностью.

Возникают проблемы со своевременной выплатой заработной платы. На 22 января задолженность по заработной плате в ряде районов Саратовской области составила почти 5,7 млн. руб., есть случаи, когда она выплачивается 1 раз в месяц, что является нарушением трудового законодательства.

Участники пленума поделились своими впечатлениями от введения НСОТ в муниципальных районах Саратовской области. Все отметили, что у большинства специалистов муниципальных учреждений культуры заработная плата выросла незначительно. Значительная часть стимулирующего фонда, составляющего для работников культуры 20%, направляется на гарантированные выплаты с целью обеспечения МРОТ, в результате у работников нет никакого стимула для повышения качества своей работы.

В целом рост средней заработной платы в основной массе муниципальных учреждений незначителен и составляет у специалистов всего 200-600 рублей, при этом дифференциация в оплате труда сведена к минимуму и составляет в основном 80-200 рублей.

По мнению участников пленума, введение стимулирующей выплаты за стаж (рассмотрение вопроса намечено на 2010 год) позволило бы обеспечить рост заработной платы большинству работников учреждений культуры.

О том, что не все складывается удачно в ведении НСОТ в учреждениях культуры, подтвердила и присутствовавшая на заседании заместитель министра  занятости, труда и миграции Саратовской области, председатель комитета по труду Ольга Якушева. Она, в частности, признала, что «в культуре той цели, которую изначально ставили, достичь не удалось». По ее словам, причина этого в изначально низком фонде оплаты труда. Ее довод, что повышение заработной платы пусть смешное в рублевом выражении, зато в процентах составляющее порядка 40 % по сравнению с 2008 годом, вряд ли утешил присутствующих.

По итогам заседания Пленум постановил, что приоритетной задачей для профсоюза является существенный рост заработной платы работников культуры. Для это осталось «всего-навсего» добиться выделения дополнительных бюджетных ассигнований для повышения должностных окладов специалистов отраслей культуры и спорта, введения стимулирующей выплаты за стаж. Проблему обком профсоюза собирается обозначить на областной трехсторонней комиссии, где будут рассматриваться первые итоги введения НСОТ на территории области. Ее планируется провести в мае 2009 г.

Е. Григорьева, пресс-центр Федерации профсоюзов Саратовской области

Страница 175 из 193
  • Новостная лента
  • Профсоюз помог
  • Новости первичных профсоюзных организаций

RSS - подписка на канал


Янв 13, 2025

Сегодня – День российской печати

Федерация профсоюзных организаций Саратовской области поздравляет работников средств…
Янв 11, 2025

Борьба ФНПР за величину МРОТ: хроника, проблемы, достижения

С 1 января 2025 года минимальный размер оплаты труда составил 22 440 рублей. Размер МРОТ…
Янв 02, 2025

С января 2025 года стали выше пенсии, детские пособия, а также налог на доходы

С нового года произошло немало изменений в жизни россиян. Большинство связано с…
Дек 31, 2024

Поздравление с Новым годом председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Михаила Ткаченко

Дорогие друзья, коллеги! Заканчивается еще один год. В жизни каждого из нас он оставит…
Дек 30, 2024

Поздравление Председателя ФНПР Сергея Черногаева с Новым, 2025 годом!

Дорогие друзья! Сердечно поздравляю вас с наступающим 2025 годом!
Дек 25, 2024

Утверждены единые рекомендации по формированию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год

Завершающее 2024 год заседание Российской трехсторонней комиссии по регулированию…
Дек 22, 2024

Саратовские профсоюзы подвели итоги уходящего года

Какие положения по поддержке семей отражаются в коллективных договорах предприятий и…
Дек 12, 2024

Состоялась отчетно-выборная конференция Саратовской областной организации Общероссийского Профсоюза образования

Председателем Саратовской областной организации Профсоюза работников народного…

Наши партнеры

Мы в социальных сетях

 

Наши контакты

410029, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, 55.

Тел./факс: (8452) 27-73-60

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ðåéòèíã@Mail.ru