О новом порядке снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты

С мая 2015 года вступила в силу Методика снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками эффективных средств индивидуальной защиты, утвержденная Приказом Минтруда России от 05.12.2014 № 976н "Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим Техническим регламентом" .

 

Документ разработан с целью обеспечения реализации отдельных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в части утверждения методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты. 

Как отмечают разработчики Методика направлена на решение проблемы отсутствия экономического стимула работодателей к обеспечению своих работников высокоэффективными средствами индивидуальной защиты, что снижает эффективность практической реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и не способствует повышению степени защищенности здоровья работников.

С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодателю предоставлена возможность снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты.

Условием снижения подкласса вредности является применение работниками эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию. Порядок такой сертификации установлен Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (ТР ТС 019/2011). Подтверждение соответствия СИЗ требованиям указанного Технического регламента осуществляется в двух формах:

1) декларирование соответствия;

2) сертификация.

При этом СИЗ простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, подлежат декларированию соответствия. СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, подлежат обязательной сертификации (п. п. 5.4, 5.5 ТР ТС 019/2011).

Решение о снижении подкласса вредных условий труда выносит комиссия, создаваемая работодателем (ч. 1 - 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ), с обязательным участием представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Снижение подкласса вредности актуально для тех работодателей, которые уплачивают взносы в Пенсионный фонд РФ по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В результате тариф можно уменьшить на 1 - 5 процентов.

Снизить можно лишь подклассы, установленные специальной оценкой условий труда, но не аттестацией. Дело в том, что Методика подразумевает использование карт специальной оценки условий труда, которые в процессе аттестации (проводимой до 1 января 2014 г.) не могли быть оформлены в принципе. Причем Методика распространяется исключительно на рабочие места с вредными условиями труда. Следовательно, речь идет о подклассах 3.2 - 3.4, охарактеризованных в ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ. Подкласс 3.1 снижать некуда: перевод в класс 2 - из вредных условий в допустимые - законодательством не предусмотрен.

В первую очередь Методика адресована экспертам, привлеченным для снижения подклассов условий труда. Но не менее актуальна она и для работодателей, поскольку позволяет им оценить шансы на снижение подклассов, а главное - подготовиться к проведению этого мероприятия.