Жизнь - на высоте

Несмотря на то, что тяжелый физический труд является прерогативой мужчин, традиционное деление профессий на чисто женские или мужские уже не столь категорично. Женщины все чаще осваивают мужские профессии. И уже никого не удивишь, как представительницы слабого пола укладывают шпалы или управляют многотонным самосвалом.

 

О том, почему женщины выбирают опасные и вредные профессии, и помогают ли им мужские специальности закалить характер, - в нашем материале.

Работать на уровне 4-этажного дома для Татьяны Колмогоровой настолько привычно, что она даже не замечает того внушительного расстояния, которое отделяет от земли кабину ее грузоподъемного крана, в которой женщина проводит весь свой рабочий день.

С тех пор, как 38 лет назад Татьяна Андреевна села за рычаги своей первой грузоподъемной машины, она перестала бояться высоты. И сразу же влюбилась в свою профессию, которая, помимо суровых условий труда, несет в себе и некоторую долю романтики. «Поднимешься утром в свои «апартаменты», посмотришь в окно, и перед тобой открывается не только заводская территория, но и окрестности города», - мечтательно рассказывает Татьяна Андреевна. Однако на долгое любование городским пейзажем времени не остается – нужно проверить работоспособность приборов безопасности, включить механизм и нести свою трудовую вахту.

Наша героиня работает на Энгельсском заводе ЖБК-3. Она машинист козлового крана. «А есть еще башенный, мостовой краны. Отличие мостового и козлового кранов состоит в расположении рельсов, по которым перемещается кран: у мостового крана они расположены на бетонных опорах высоко над землей, а у козлового - на уровне земли, при этом ферма с кабиной стоит на высоких металлических опорах с колесами, - со знанием дела поясняет Татьяна Колмогорова. – Такие краны используются, как правило, на открытых площадках».

От внешней среды крановщицу отделяет лишь прозрачное стекло кабины, и возникает ощущение, что машинисты работают чуть ли на улице. На самом деле это не так. Лет 15-20 назад, вспоминает моя собеседница, условия труда крановщиков были гораздо тяжелее. Зимой кабину постоянно продувало, летом из-за накалившегося металла становилось еще жарче, а для того чтобы увидеть, что происходит внизу, и правильно поднять груз, приходилось то и дело вставать. Потому что нижняя часть «рабочего кабинета» крановщика была обита металлом, что затрудняло видимость. Сейчас кабины крановых модернизировались. Практически полностью они стали стеклянными, с так называемыми панорамными окнами, открывающими максимальный обзор на строительную площадку, а корпус герметизирован и теплоизолирован. Для осенних и зимних дней здесь предусмотрен обогреватель, летом можно включить вентилятор. Да и с эстетической точки зрения кабина преобразилась.

Это на первый взгляд кажется, что в работе машиниста крана нет ничего сложного. Знай себе перемещай бетонные тяжести, да и только. В действительности же эта профессия относится к первому классу работ с вредными и опасными условиями труда. Помимо того, что людям приходится трудится на высоте, что само по себе рискованно, они подолгу вынуждены находиться в одном и том же положении. Машинист практически не имеет возможности смены рабочей позы, потому что когда идет непрерывный поток железобетонных изделий, ему нужно быть предельно внимательным и сосредоточенным, чтобы «попасть в цель» и не повредить конструкции. К тому же чем ниже кран – тем сильнее слышится шум от ударов при забивании свай, что влияет не только на слух, но и порой на психоэмоциональное состояние человека.

А еще крановщики отвечают за безопасность стропальщиков и формовщиков, работающих с ними на одной производственной площадке. «Должны быть созданы все условия для безопасного перемещения груза. Козловой кран, которым, в частности, управляет Татьяна Андреевна, поднимает грузы весом до 25 тонн.

Поэтому перед началом работы и в течение всей смены машинист обязан следить за исправностью всех механизмов своего крана и делать соответствующие отметки в вахтенном журнале. А в случае получения штормового предупреждения поставить кран на упоры и соблюсти все противоугонные меры», - поясняет ведущий специалист по охране труда и окружающей среды, председатель первичной профсоюзной организации ЖБК-3 Елена Антонова.
Как рассказала Елена Геннадьевна, крановщик не имеет права начать производственный процесс, пока не убедится в полной безопасности оборудования. Вся работа коллектива цеха направлена на соблюдение требований охраны труда. Однако есть риски, связанные с непредвиденными ситуациями, при которых следует выполнить определенные правила и проявить максимальную выдержку, чтобы не допустить беды. Например, когда происходит внезапное отключение электроэнергии или надвигаются неблагоприятные метеоусловия.

Таких форс-мажорных ситуаций в практике моей собеседницы было немало. Но один случай, несмотря на 15-летнюю давность, она хорошо помнит до сих пор. Во время смены произошло замыкание в проводке, и кабина, в которой находилась Татьяна Колмогорова, загорелась. Татьяна Андреевна дернула за рубильник, отключив электричество, и вместо того, чтобы выбираться из огня, стала тушить пожар. «Коллеги снизу кричат мне: «Ты сумасшедшая? Выбирайся, сгоришь!», - вспоминает героиня. Она вышла лишь тогда, когда потушила пламя, ее лицо и руки сплошь были черными от сажи.

Татьяну между собой сотрудники называют «королевой козлового крана». «На таких женщинах, как наша Татьяна, и держится производство! – восклицает технолог 2-го цеха Любовь Сироткина. - Она освоила все тонкости своей работы и ребятам всегда подсказывает, как лучше прикрепить груз к канатам. Стропальщики еще не успевают ей подать сигнал (с крановщиками они общаются жестами), а она уже наперед продумала маршрут. Татьяна стажировала многих машинистов мостовых и козловых кранов, и сейчас является незаменимым наставником начинающих специалистов». И без любимой работы себя уже не видит. Не расстается с грузоподъемной техникой даже ночью. Как-то после очередной насыщенной смены Татьяне Андреевне приснилось, что она едет домой не на автобусе, а на своем высоченном четырехногом железном коне.

Она бессменный член профсоюза, поднимает любые вопросы, касающиеся работников и условий их труда. И тем самым является правой рукой председателя первичной профсоюзной организации.

В детстве Татьяна Колмогорова мечтала стать воспитателем. Но родители, которые работали на заводе им. Урицкого (ныне Энгельсский троллейбусный завод), предложили дочери попробовать себя в качестве машиниста крана – как раз на предприятии не хватало крановщиков, а зарплата была неплохая. Татьяна решила: не понравится – уйду, и отправилась на курсы. Здесь она проработала несколько лет, а затем устроилась на ЖБ-3. И вот уже 33 года «тягает» весь спектр бетонной и железобетонной продукции формовочного цеха №2, включая изделия, изготовленные по индивидуальным заказам.

А еще особенность этого цеха в том, что руководят им исключительно женщины: начальник цеха Августинович Ольга Григорьевна, технолог Сироткина Любовь Александровна. Да и большая часть машинистов мостовых и козловых кранов - тоже женщины. В том, что этими многотонными махинами наряду с мужчинами управляют представительницы слабого пола, сейчас никого не удивишь. Разве женщину можно напугать тяжелыми условиями труда? Для таких людей, как Татьяна Колмогорова, и ее мужественных коллег нет деления на профессию мужскую и женскую, а есть только одно: если работа получается и приносит радость, значит, никаких препятствий для нее быть не должно.

Татьяна Саухина

Ðåéòèíã@Mail.ru