Металлический характер

Сегодняшний день и перспективы АО «Завод металлоконструкций» и его профсоюзной организации

В одном из цехов Энгельсского завода металлоконструкций стоит новый тепловоз. Едва ли можно подумать, что эта современная машина переоборудована из устаревшего локомотива, которому заводчане продлили жизнь в рамках совместного российско-чешского проекта. Тепловоз уже прошел «боевое крещение» в Калининграде, а сейчас пока пребывает в ожидании своего
применения на саратовской земле.


Таких уникальных разработок у предприятия – сотни. Каждый день здесь посвящен освоению и претворению в жизнь новых конструкций и технологий. В декабре исполнится 50 лет, как на пустыре, недалеко от Энгельса, была освоена территория будущего завода и построены первые корпуса основного производства. Совсем скоро полувековой юбилей отметит и первичная профсоюзная организация, которая была создана в первые месяцы работы завода.

О прошлом и настоящем предприятия, а также роли профсоюза в жизни заводчан мы беседуем с председателем первичной профсоюз- ной организации АО «Завод металлоконструкций», председателем Саратовской областной организации Профсоюза строителей Эдуардом Глуховым.


- В 1971 году была введена в эксплуатацию первая очередь завода, а спустя три года он уже заработал в полную силу, - рассказывает Эдуард Вячеславович. – За время своего существования завод поставил более 1,5 млн тонн строительных металлоконструкций на многие важнейшие стройки страны. Среди значимых сооружений для Саратовской области, в возведении которых принимал участие ЗМК, - новый мост через Волгу у села Пристанное, Энгельсский локомотивный завод, Балаково-Центролит, главные корпусы вузов – СГУ, академии права, социально-экономического университета. Особая гордость – мемориальный комплекс «Журавли», для которого наш завод выполнил конструкции 40-метровой стелы. Среди последних крупных работ - купольная часть свода стадиона, построенного к Чемпионату мира по футболу в Нижнем Новгороде.

Но вот уже несколько лет предприятие успешно осваивает еще одно направление - производство
грузового подвижного состава.  Дело в том, что в области сильно просел строительный рынок, к
тому же новых предприятий практически не строится. Поэтому завод и начал развивать вагоно-
строение. На сегодняшний день он изготовил около 6 000 единиц грузового железнодорожного
транспорта и сегодня входит в пятерку крупнейших вагоностроителей России и СНГ.
- Какие бы Вы отметили новации в этом направлении?
- Новый импульс в развитии завод получил в 2004 году. В это время на предприятие пришла команда специалистов в области подвижного грузового состава, которая начала разрабатывать модели вагонов для перевозки зерна, леса, труб большого диаметра, крупнотоннажных контейнеров. Большой спрос – на вагоны-самосвалы, которые используются, в том числе для карьеров в условиях вечной мерзлоты.
Наше преимущество в том, что мы делаем качественную продукцию в максимально сжатые сроки. Сегодня вагоностроительный рынок очень подвижен. Потребности в грузоперевозках состава постоянно растут, и компаний, эксплуатирующих частные грузовые локомотивы, становится все больше.
Обычно перевозчики заказывают вагоны небольшими партиями, от 50 до 500 единиц. Поэтому заводу приходится быть мобильным и уметь оперативно перестраиваться с одного типа модели вагона на другую. А вообще наши уникальные специалисты способны претворить в жизнь любую смелую идею, связанную со спецификой перевозки груза по требованию заказчика. Мы достигли уровня, который позволяет нам выпускать в сутки по 15 вагонов самых разных моделей.
Благодаря колоссальной работе конструкторов в номенклатуре завода находится практически весь модельный ряд грузового железнодорожного транспорта – от универсальных платформ до крытых вагонов. Мы даже выпускаем эксклюзивную модель для перевозки такого опасного груза, как хлор. Причем наш завод является единственным изготовителем этих цистерн, имеющим лицензию на их производство.
- Все достижения завода – это результат высокого профессионализма его работников. Старшее поколение передает опыт молодым?
- На предприятии широко развито наставничество. Мы поддерживаем связь с ветеранами, которые стояли еще у истоков основания завода, выпуская первые металлоконструкции. Немало наших старших коллег, пришедших на ЗМК в далекие 70-80-е годы, и сегодня продолжают трудиться на родном предприятии. Все эти люди посвятили заводу свою жизнь, имеют колоссальный опыт. Они не только делятся знаниями с начинающими специалистами, но и на собственном примере показывают, как надо относиться к работе. Среди них Николай Андреевич Отческий. Долгое время он проработал главным сварщиком, а теперь после выхода на пенсию продолжает трудовую деятельность, передавая богатейший опыт молодому поколению и прививая чуткое отношение к отрасли.
Не могу не сказать о Владимире Тихоновиче Шумейко, начальнике ремонтно-механического цеха. Он не допустит, чтобы станки, на которых произошла поломка, простаивали в ожидании замены деталей. Он быстро организовывает ремонтные работы, понимая, что простой оборудования сказывается на снижении объема выпускаемой продукции.
И вот таких людей - надежных, ответственных, вкладывающих в работу всю свою душу, на пред-
приятии очень много. Великолепные мастера с большим профессиональным опытом. Они зало-
жили славные традиции завода, воспитали не одно поколение заводчан, положили начало многим трудовым династиям.
- В будущем году возглавляемая Вами заводская профсоюзная организация отметит полувековой юбилей. Какое ее главное достижение Вы бы отметили?
- На заводе – 100-процентная численность профсоюзной организации. И неважно, кто какую должность занимает: все сотрудники предприятия – равноправные члены профсоюза. Руководство предприятия, вступив в профсоюз, не только подает пример своим сотрудникам, но и показывает его важность и значимость. Я абсолютно убежден, что работа любой профорганизации зависит от отношения работодателя к профсоюзу, ведь один в поле не воин. И в этом плане мы находим полное взаимопонимание, тем более что руководители высшего звена входят в состав профсоюзного комитета. Нас очень сильно поддерживают акционеры и руководство предприятия. Такое взаимодействие помогает лучше решать проблемы заводчан. И это, пожалуй, главное достижение всех лет работы нашей профсоюзной организации.
- Какие проблемы удалось решить совместными усилиями?
- Что такое заводской профсоюз? Это связующее звено между работниками и работодателем.
Мы доводим до руководства проблему и вместе ищем выход. Когда пять лет назад в стране отменили аттестацию рабочих мест, заменив ее специальной оценкой условий труда, крановщики оказались лишены дополнительного отпуска. Вернее, у тех, кто устроился на завод до 2014 года, сохранилось право на дополнительный отпуск, а у тех, кто пришел позже, оно утратилось. Работодатель, видя эту несправедливость, принял решение сохранить дополнительный отпуск всем крановщикам вне зависимости от  времени устройства на работу. Более того, вернули выдачу молока, которая по результатам СОУТ была отменена.
Мне трудно сказать, какое еще предприятие в строительной отрасли может похвастаться таким мощным соцпакетом и отношением руководства к деятельности профсоюза и рядовым сотрудникам.
На заводе достаточно тяжелый труд, и, чтобы стимулировать лю дей, были разработаны меры социальной поддержки. Так, мастера основного производства, про- работавшие на ЗМК долгое время, получают доплату по выслуге лет. Ежемесячная прибавка к зарплате в течение года предусмотрена для работников, чьи портреты украшают Аллею передовиков. Также установлены выплаты для молодых людей, которые обучаются на нашей базе специальностям слесаря-сборщика, газоэлектросварщика, крановщика. В течение всех трех месяцев обучения им выплачивают стипендию в размере минимальной оплаты труда. Более того, если ученик быстро осваивает учебный материал, на усмотрение мастера он может частично допускаться к самостоятельной работе и дополнительно получать зарплату за изготавливаемую продукцию.
- С чем работники чаще всего обращаются в профсоюз?
- В основном это насущные проблемы – помощь в приобретении медикаментов, например.
В жизни много разных ситуаций; к сожалению, иногда происходят несчастные случаи. Но мы никогда не оставляем человека со своей бедой. Надо помочь деньгами - помогаем, надо договориться насчет лечения – идем и договариваемся.
Не теряет своей актуальности проблема оформления малышей в детские сады. Государство хоть
и объявило, что очередей в детсады нет, их переполненность очевидна. Это один из сложнейших вопросов, но для наших сотрудников мы пытаемся его решить. В том числе с помощью дополнительных выплат, которые можно использовать на оплату частных садиков.
Предприятие заинтересовано, чтобы женщины возвращались на завод после декретного отпуска, а не увольнялись из-за невозможности устроить ребенка в детский сад или по каким-либо другим причинам. Поэтому работодатель ввел дополнительную меру социальной поддержки: мамам, имеющим ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет и продолжающим находиться дома, выплачивать по 5 тысяч рублей, а мамам, которые прервали декретный отпуск и вышли
на работу, - по 15 тысяч рублей –до того момента, как малышу исполнится 3 года. И все это – по-
мимо заработной платы.
- Звучит заманчиво, но как молодым родителям совместить семью и работу?
- Фактически мы все живем и работаем ради своих детей, и в последнее время детям сотрудников, которых насчитывается 1200 человек, завод уделяет большое внимание. Совместно с администрацией инициируем новогодние праздники, дарим сладкие подарки, причем с прошлого года их получают и взрослые. А на нашем предприятии трудится по- рядка 2000 сотрудников! Профсоюз полностью оплачивает путевки в детские оздоровительные лагеря, каждый год их посещает около 80 школьников. Четыре года подряд чествуем первоклашек. В
этом году их было 90 -рекордное количество.
Традиционными стали конкурсы детского рисунка. Один из последних был посвящен 50-летию
ЗМК и назывался «Завод глазами детей». Но поскольку среди участников встречались и маленькие художники, которые в силу своего возраста еще не могут осознать, что такое производство (самому юному из них исполнился год), мы ввели еще одну номинацию - «Моя семья». В творческом состязании приняли участие 68 ребятишек. И нам захотелось их удивить, сделать что-то необычное. Надеюсь, что это удалось: каждый ребенок получил обратно свой рисунок  в виде настенных часов, изготовленных по заказу профкома. Это был один из наших сюрпризов маленьким живописцам.
Но у нас занимаются творчеством не только дети, но и взрослые. Конкурс «Чудо своими руками», организованный профсоюзом к юбилею предприятия, выявил столько талантов! Такое количество великолепных поделок, картин, игрушек, декоративных изделий, созданных своими руками! Радует, что заводчане чем-то увлекаются, находят время для творческой реализации.


- Как Вам пришла идея провести этот конкурс?
- Общаясь с людьми, я понимал, что они живут не толь- ко работой или повседневными проблемами. У многих есть свои интересы, увлечения, которые раскрывают внутренний мир человека. На работе это не замечается, каждый погружен в производственный процесс. Поэтому захотелось показать наших работников с другой стороны. Выставка, которая вызвала интерес у сотрудников предприятия, подтвердила, что люди нуждаются не только в материальном, но и в духовном. И для многих важнее оказались не денежные премии, которые они получили за участие в конкурсе, а внимание, проявленное к ним с нашей стороны.
А вообще у наших работников самое разное хобби. Поэтому профсоюз старается развивать
разные направления, чтобы охватить все категории работников. Большое внимание уделяем спорту. Арендуем спортивные площадки по волейболу и футболу, покупаем спортивный инвентарь, направляем работников на раз- личные спартакиады. На майские праздники вывозим сотрудников с семьями на природу. Словом, помогаем им поддерживать здоровый образ жизни. С этой же целью направляем сотрудников на санаторно-курортное лечение, полностью оплачивая путевки в здравницы.
- О чем у Вас как профсоюзного лидера болит душа?
- Это очень тяжелый вопрос. Хочется, чтобы у людей была стабильная работа, повышалась зарплата, чтобы у человека труда появилась уверенность в завтрашнем дне. Чтобы государство повернулось лицом к рабочим и не было социальной несправедливости. Чтобы сами работники более ответственно относились к своему здоровью, соблюдали требования по охране труда, не получали профессиональных заболеваний и тратили бы деньги не только на лечение, а на более радостные и счастливые поводы. И, конечно, чтобы сохранилась строительная отрасль. Она переживает сейчас не лучшие времена.
- Первичную профсоюзную организацию Вы возглавляете три года. Чем стала для Вас профсоюзная деятельность?
- Последние 18 лет моя жизнь была связана с производством (Эдуард Глухов прошел трудовой путь на ЗМК от мастера до начальника цеха – Авт.). Но человек – не металл. Здесь – люди, которые требуют внимания, сострадания, деликатности. И каждого надо выслушать, проникнуться его проблемой. Да, бывают тяжелые ситуации. Но если удается хоть чем- то помочь человеку – словом, советом или материально, - словно появляется второе дыхание. Ведь
это главный результат, ради которого мы и занимаемся профсоюзной деятельностью. Это живая, сердечная работа, которая притягивает к себе. Она не ждет благодарности, ею надо просто жить.

Беседовала
Марина Богомолова

Ðåéòèíã@Mail.ru