Всероссийское мероприятие Профсоюза работников здравоохранения РФ в Саратове

Корифеи аграрной отрасли. Александр Качанов — председатель Саратовской областной организации Профсоюза работников АПК РФ

Саратовские профсоюзы присоединились к Всероссийской акции ФНПР

Саратовское объединение профсоюзов
О 20-летии образования Федерации Независимых Профсоюзов России
 
Руководствуясь постановлением Исполкома ФНПР от 20.01.2010 г. № 1-5 и в соответствии с постановлением президиума Федерации профсоюзных организаций Саратовской области от 21.12.2009 г. № 31 президиум ПОСТАНОВЛЯЕТ: 
1. Утвердить План проведения основных мероприятий, связанных с 20-летием образования Федерации Независимых Профсоюзов России. (приложение № 1).
2. Утвердить состав Организационного комитета по подготовке и проведению мероприятий, посвященных 20-летию образования ФНПР (приложение № 2).
3. Отделам организационной и финансовой работы составлять смету по финансированию мероприятий, связанных с 20-летием образования ФНПР.
4. Рекомендовать членским организациям разработать и реализовать планы мероприятий, посвященные 20-летию образования ФНПР. Предусмотреть в них организационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению целей и задач профсоюзного движения, мотивации профсоюзного членства, повышению эффективности деятельности организаций профсоюзов, их организационному и финансовому укреплению.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на отдел организационной работы аппарата Федерации. 


Председатель Федерации М.В.Ткаченко 




Приложение № 1
к постановлению президиума
Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
от 26.03.2010 г. пр. № 33 
 
План подготовки и проведения основных мероприятий, посвященных 20-летию образования ФНПР 

1. Организационные мероприятия 
1.1.Провести профсоюзные собрания, "круглые столы" по актуальным проблемам современного профсоюзного движения и роли профсоюзов в развитии российского общества под общей рубрикой "К 20-летию образования ФНПР" (апрель- сентябрь; членские организации Федерации, отделы аппарата Федерации).
1.2.Использовать отчетно-выборную кампанию в профсоюзах для усиления эффективности работы по защите социально-трудовых интересов и социальных гарантий работающих (весь период; членские организации Федерации).
1.3.Организовать проведение первомайских мероприятий с использованием тематики 20-летия образования ФНПР (май; членские орга-низации Федерации, аппарат Федерации).
1.4.Провести торжественное заседание, посвященное 20-летию образования ФНПР (сентябрь; президиум Федерации).
1.5.Организовать конкурс "Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года" (в течение года; президиум Федерации).
1.6.Подготовить и рассмотреть предложения о награждении организаций профсоюзов, профсоюзных работников и активистов проф-союзными наградами (весь период; членские организации Федерации, орготдел аппарата Федерации);
1.7.Развернуть на предприятиях, в организациях, культурно-просветительных, научных и образовательных учреждениях профсоюзов экспозицию выставок "20 лет борьбы за права и интересы людей труда" (весь период; членские организации Федерации).
1.8.Провести спортивные мероприятия с использованием профсоюзной символики, связанной с 20-летием образования ФНПР (весь период; членские организации Федерации).
1.9.Подготовить и провести молодежный профсоюзный форум (сентябрь; членские организации, орготдел аппарата Федерации). 
1.10.Подготовить и провести фестивали, конкурсы, смотры коллективов самодеятельного художественного творчества профсоюзов, физкультурно-спортивные праздники, конкурсы профессионального мастерства (весь период; Молодежный совет, членские организации Федерации).
1.11.Обеспечить информационное сопровождение подготовки и проведения юбилейных мероприятий (весь период; пресс-центр Федерации). 
1.12.Обеспечить размещение на сайте Федерации материалов, посвященных 20-летию образования ФНПР (весь период; пресс-центр Федерации).
В соответствии с решениями VI съезда ФНПР, постановлениями Президиума и Совета Федерации профсоюзных организаций Саратовской области приоритетными направлениями работы профсоюзных организаций с молодежью являются: вовлечение молодежи в профсоюз, привлечение ее к профсоюзной деятельности, защита социально-экономических прав и интересов молодых работников, обеспечение их дополнительными льготами через систему социального партнерства.
В целях реализации этих задач в областных организациях профсоюзов, в первичных профсоюзных организациях созданы молодежные советы, комиссии по работе с молодежью, которые проводят разъяснительную работу среди молодежи о значимости профсоюзов как института гражданского общества, осуществляют агитационные мероприятия по вовлечению в профсоюз, приобщают молодых работников к деятельности в выборных профсоюзных органах, вносят предложения о социальной защите молодежи в коллективные договоры.
В феврале т.г. утвержден новый состав молодежного совета Федерации профсоюзных организаций области. Одному из заместителей председателя совета поручено отвечать за мероприятия, проводимые с работающей молодежью.
Из 300 тыс. членов профсоюзов работающая молодежь составляет 78252 человека (26%). По сравнению с 2008 г. молодежи в профсоюзах стало на 2% больше. Молодежь возглавляет 38,8% профсоюзных групп, 20,8% - цеховых профсоюзных организаций, 24,6% - первичных профсоюзных организаций, 9,5% - городских и районных организаций профсоюзов.
Деятельность молодежных советов (комиссий) имеет немаловажное значение для дальнейшего развития профсоюзного движения области, помогает выявить наиболее значимые проблемы работающей молодежи, решить их через отраслевые, региональные соглашения и коллективные договоры.
По результатам опросов, проводимых на областных профсоюзных форумах, работающая молодежь обеспокоена в первую очередь такими социальными проблемами, как обеспечение жильем молодых семей, трудоустройство с заработной платой, позволяющей обеспечить необходимые жизненные потребности молодых людей и их семей.
Несмотря на сложные условия, связанные с экономическим кризисом, профсоюзными организациями во взаимодействии с администрациями предприятий проводится определенная работа по социальной защите работающей молодежи.
На некоторых предприятиях разделом коллективного договора "Социальная защита молодежи" предусмотрено выделение средств на строительство (приобретение) жилья, материальная помощь молодым семьям для улучшения жилищных условий (ОАО Саратовэнергомаш, ОАО Волгодизельаппарат, ОАО Газпромтрансгаз Саратов).
В соответствии с областными программами членских организаций Федерации "Профсоюзы и молодежь", "Мотивация профсоюзного членства" в большинстве коллективных договоров производственных предприятий Электропрофсоюза, областной организации профсоюза работников радиоэлектронной промышленности, машиностроения для молодых работников установлены дополнительные оплачиваемые отпуска с сохранением среднего заработка в связи с бракосочетанием, рождением ребенка а также производится дополнительная выплата ежемесячного пособия матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, компенсируются расходы работника на содержание детей в дошкольных учреждениях. В целях оказания помощи молодым рабочим и специалистам в их профессиональном становлении, повышении квалификации, успешном прохождении периода адаптации на предприятиях возрождена и действует система наставничества (областные организации профсоюзов: автосельхозмаш, нефтяной и газовой отраслей промышленности и строительства, химических отраслей промышленности, машиностроения, строительства и промстройматериалов). В ОАО "Саратовстройстекло" в соответствии с коллективным договором разработано "Положение о молодом специалисте", которым предусмотрен для этой категории работников ряд гарантий и компенсаций, в том числе выплата единовременного пособия при приеме на работу, а также ежегодная выплата за 1-й, 2-й и 3-й годы работы.
На многих предприятиях получили распространение конкурсы профессионального мастерства, которые содействуют молодым работникам в повышении квалификации и улучшают их материальное положение. По итогам конкурсов на предприятиях машиностроения, проводимых среди токарей, сварщиков, контролеров ОТК, победителям присваивается звание "Лучший по профессии" и выплачивается надбавка к заработной плате в течение года. Профессиональный рост и материальное поощрение получают молодые работники ООО "Балаковские минеральные удобрения", победившие в смотрах-конкурсах за звание "Лучший аппаратчик", "Лучший газоэлектросварщик", "Лучший электромонтер", "Лучший лаборант химического анализа". Конкурс "Достижения молодых" направлен на привлечение молодых специалистов к научно-инновационной деятельности, на стимулирование научно-исследовательской работы молодых специалистов. В соответствии с коллективным договором для молодых работников предприятия заложена квота при распределении путевок в санатории-профилактории и дома отдыха. В профсоюзных организациях, объединяемых областным комитетом профсоюза работников госучреждений и общественного обслуживания, работающая молодежь составляет более 30%.
В соответствии с областной программой "Профсоюз и молодежь" молодежный совет во взаимодействии с молодежными комиссиями профсоюзных организаций, через коллективные договоры добивается создания необходимых условий для быстрейшего овладения молодыми людьми избранной специальности, повышения квалификации, от чего зависит оплата их труда (Управление Федерального казначейства, учреждения министерства социального развития области). Заслуживает внимания работа с молодежью областной организации профсоюза работников народного образования и науки. Здесь действует областная целевая программа, в соответствии с которой ежегодно составляется социальный паспорт молодых учителей.
В учреждениях образования области работают 5248 молодых специалистов. В целях изучения их социального положения, потребности в жилье, условий труда и быта проводится ежегодный областной рейд "Как живешь, молодой учитель?" По его итогам информация об имеющихся проблемах направляется в правительство и министерство образования области. В 2009 г. увеличен размер единовременного денежного пособия молодым специалистам сельской местности с 10 до 50 тыс. рублей. Внедрение новой системы оплаты труда позволило улучшить положение молодых специалистов. Средняя заработная плата молодых учителей в 2009 году составила около 9200 руб. (в 2008 году - около 6000 руб.). В областной организации Профсоюза действует Совет молодых учителей, под руководством которого ежегодно проводятся конкурсы мастер-классов, методические конференции, "круглые столы" по обсуждению социальных проблем. С началом реализации Комплексного проекта модернизации образования количество молодых учителей, пришедших в общеобразовательные учреждения, увеличилось по сравнению с прошлыми годами на 25%.
Важным этапом консолидации областного молодежного профдвижения стали областные профсоюзные молодежные форумы, слеты, конкурсы "Молодой профсоюзный лидер года", способствующие сохранению и развитию основных профсоюзных ценностей, главной из которых является защита интересов человека труда.
Вместе с тем существует ряд вопросов, решение которых позволит усилить роль профсоюзов и обеспечит дополнительную защиту социально-трудовых прав и интересов работающей молодежи. Во многих коллективных договорах, в областном трехстороннем Соглашении нет отдельного раздела, посвященного проблемам молодежи. Как правило, гарантии молодым работникам содержатся в разделах, предусматривающих обеспечение социальных гарантий и льгот. Требует активизации работа по мотивации профсоюзного членства, созданию молодежных советов, комиссий, по изучению и распространению опыта работы профсоюзных организаций по решению актуальных проблем молодежи. Слабо представлена молодежь в коллегиальных органах областных организаций профсоюзов, что не может не влиять на результативность работы с молодежью. Реальностью является то, что экономический кризис еще больше обострил проблемы работающей молодежи, оказал негативное влияние на ее социальную защищенность. В целях усиления социальной защиты работающей молодежи, активизации работы всех профсоюзных структур, молодежных советов (комиссий)
 
Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Считать одной из важнейших задач Федерации профсоюзных организаций, областных организаций профсоюзов совершенствование деятельности по защите социально-трудовых прав и интересов работающей молодежи, подготовку и пополнение профсоюзного актива молодыми людьми.
2. Областным организациям профсоюзов, в которых отсутствуют молодежные советы (комиссии), принять меры по их формированию, оказывать помощь профсоюзным организациям в создании молодежных советов (комиссий) на предприятиях.
3. Областным организациям профсоюзов:
- при проведении отчетно-выборной кампании избирать в состав выборных профсоюзных органов молодых людей из числа наиболее активных членов молодежных советов (комиссий);
- предусматривать в смете расходов финансирование молодежных мероприятий и программ;
- рассматривать состояние работы с молодежью на заседаниях выборных органов, резче ставить назревшие вопросы, принимать меры по их решению;
- обеспечить обучение и повышение квалификации председателей и членов молодежных советов (комиссии), ответственных за работу с молодежью.
4. Первичным профсоюзным организациям:
- добиваться включения в коллективные договоры разделов, посвященных молодежи, предусматривать в них меры социальной защиты работающей молодежи, не допускать снижения социальных гарантий молодежи;
- продолжить практику проведения совместно с работодателями, молодежными советами (комиссиями) конкурсов профессионального мастерства, принимать участие в профсоюзных молодежных конкурсах, проводимых областными организациями профсоюзов, Федерацией профсоюзных организаций;
- совершенствовать информационную работу с молодежью, разъясняя права работающей молодежи, методы и формы их защиты.
5. Молодежному совету Федерации профсоюзных организаций:
- активизировать работу по координации деятельности молодежных советов областных организаций профсоюзов;
- распространить во втором полугодии т.г. опыт работы лучшего молодежного совета (комиссии) через профсоюзные средства массовой информации.
6. Пресс-центру Федерации профсоюзных организаций:
- организовать в "Вестнике профсоюзов" профобъединения молодежную рубрику, помещать на сайте Федерации информацию о работе профсоюзных организаций по социально-экономической защите молодежи.
 
Председатель Федерации М.В. Ткаченко
Саратовское областное объединение организаций профсоюзов
«Федерация профсоюзных организаций Саратовской области»
П Р Е З И Д И У М 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
« 26 » марта 2010 г.                   г. Саратов                     
 № 33
 
Об итогах коллективно-договорной кампании 2009 года и задачах на 2010 год
 
 
Рассмотрев обобщенные отделом социально-трудовых отношений материалы членских организаций по итогам коллективно-договорной кампании в 2009 году, Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области отмечает, что в отчетном году, несмотря на кризис, коллективные договоры в основном выполнялись. В ходе перезаключения или пролонгации коллективных договоров в большинстве случаев удалось сохранить существовавший ранее уровень льгот и гарантий. Практика приостановки действия или исключения из коллективных договоров социально-значимых для работников пунктов носила локальный характер и не приняла массовых масштабов. Возросло число организаций, в которых размер минимальной зарплаты, установленной в организации (зарплаты самого низкооплачиваемого работника), превышает прожиточный минимум. Имеет место снижение качества представленных в Федерацию профорганизаций материалов. Половина областных организаций ограничилась только формой ТДК-2 без пояснительных записок, треть обкомов не подтвердила в ходе анализа и уточнения сведения о числе предприятий, где МРОТы, установленные в организации, превышают прожиточный минимум
 
Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Отчет по формам ТДК - 2 «Сведения о колдоговорной кампании в общероссийском, межрегиональном профсоюзе, территориальном объединении организаций профсоюзов» и ТДК - 3 «Сведения о тарифно-договорной кампании в территориальном объединении организаций профсоюзов» утвердить (Приложение № 1 и Приложение № 2).
2. Информацию об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году (Приложение № 3) принять к сведению.
3. Одобрить положительный опыт областной организации Росхимпрофсоюза и областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания по оценке сумм, затраченных на реализацию коллективных договоров, и опыт областной организации профсоюза работников народного образования и науки по стимулированию неосвобожденных профсоюзных работников за счет средств работодателя. Рекомендовать их широкое применение во всех организациях.
4. Областным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов городов и районов, первичным профсоюзным организациям в ходе колдоговорной кампании 2010 года добиваться:
- в качестве главной задачи сохранения рабочих мест, покупательной способности заработной платы наемных работников;
- заключения коллективных договоров с сохранением в них конкретных социально-значимых и контролируемых обязательств сторон на докризисном уровне;
- в бюджетной сфере синхронизации роста минимального размера оплаты труда с ростом прожиточного минимума трудоспособного населения;
- во внебюджетном секторе экономики доведения минимального размера оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда до прожиточного минимума трудоспособного населения; - обеспечения постоянных трудовых отношений, создания новых рабочих мест, предоставления гарантий занятости для выпускников учреждений профессионального образования, впервые выходящих на рынок труда;
- принятия соглашений по улучшению условий и охраны труда, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; фиксации в коллективных договорах дополнительных, по сравнению с законодательством, компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, на тяжелых работах;
-выделения средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
- включения в коллективные договоры обязательств по своевременному перечислению взносов на обязательное пенсионное страхование работников, участию работодателей и работников в дополнительном пенсионном страховании.
 
Председатель Федерации М.В. Ткаченко 
Саратовское областное объединение организаций профсоюзов
«Федерация профсоюзных организаций Саратовской области»
П Р Е З И Д И У М 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ 
« 26 » марта 2010 г.                   г. Саратов                     
 № 33
 
Об итогах коллективно-договорной кампании 2009 года и задачах на 2010 год
 
 
Рассмотрев обобщенные отделом социально-трудовых отношений материалы членских организаций по итогам коллективно-договорной кампании в 2009 году, Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области отмечает, что в отчетном году, несмотря на кризис, коллективные договоры в основном выполнялись. В ходе перезаключения или пролонгации коллективных договоров в большинстве случаев удалось сохранить существовавший ранее уровень льгот и гарантий. Практика приостановки действия или исключения из коллективных договоров социально-значимых для работников пунктов носила локальный характер и не приняла массовых масштабов. Возросло число организаций, в которых размер минимальной зарплаты, установленной в организации (зарплаты самого низкооплачиваемого работника), превышает прожиточный минимум. Имеет место снижение качества представленных в Федерацию профорганизаций материалов. Половина областных организаций ограничилась только формой ТДК-2 без пояснительных записок, треть обкомов не подтвердила в ходе анализа и уточнения сведения о числе предприятий, где МРОТы, установленные в организации, превышают прожиточный минимум
 
Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области
П О С Т А Н О В Л Я Е Т:
1. Отчет по формам ТДК - 2 «Сведения о колдоговорной кампании в общероссийском, межрегиональном профсоюзе, территориальном объединении организаций профсоюзов» и ТДК - 3 «Сведения о тарифно-договорной кампании в территориальном объединении организаций профсоюзов» утвердить (Приложение № 1 и Приложение № 2).
2. Информацию об итогах коллективно-договорной кампании в 2009 году (Приложение № 3) принять к сведению.
3. Одобрить положительный опыт областной организации Росхимпрофсоюза и областной организации профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания по оценке сумм, затраченных на реализацию коллективных договоров, и опыт областной организации профсоюза работников народного образования и науки по стимулированию неосвобожденных профсоюзных работников за счет средств работодателя. Рекомендовать их широкое применение во всех организациях.
4. Областным организациям профсоюзов, координационным советам организаций профсоюзов городов и районов, первичным профсоюзным организациям в ходе колдоговорной кампании 2010 года добиваться:
- в качестве главной задачи сохранения рабочих мест, покупательной способности заработной платы наемных работников;
- заключения коллективных договоров с сохранением в них конкретных социально-значимых и контролируемых обязательств сторон на докризисном уровне;
- в бюджетной сфере синхронизации роста минимального размера оплаты труда с ростом прожиточного минимума трудоспособного населения;
- во внебюджетном секторе экономики доведения минимального размера оплаты труда и тарифной ставки 1 разряда до прожиточного минимума трудоспособного населения; - обеспечения постоянных трудовых отношений, создания новых рабочих мест, предоставления гарантий занятости для выпускников учреждений профессионального образования, впервые выходящих на рынок труда;
- принятия соглашений по улучшению условий и охраны труда, исключающих воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса; фиксации в коллективных договорах дополнительных, по сравнению с законодательством, компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда, на тяжелых работах;
-выделения средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,25 процентов суммы затрат на производство продукции (работ, услуг);
- включения в коллективные договоры обязательств по своевременному перечислению взносов на обязательное пенсионное страхование работников, участию работодателей и работников в дополнительном пенсионном страховании.
 
Председатель Федерации М.В. Ткаченко 
Коллективные договоры
По данным областных организаций профсоюзов на 31 декабря 2009 года в Саратовской области действовали 3837 коллективных договора, регулировавших социально-трудовые отношения в 3881 организации, что составляет 98,4 процента от общего числа организаций (предприятий и учреждений), где действуют первичные профсоюзные организации.
Действие коллективных договоров распространяется на 350984 работника, в т.ч. 297039 из них – являются членами профсоюзов. В 63 организациях коллективных договоров нет. В 11 областных организациях профсоюзов – работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения, лесных отраслей, жизнеобеспечения, народного образования и науки, текстильной и легкой промышленности, связи, потребкооперации, машиностроения, авиационной промышленности, Саратовском отделении Роспрофжел и на предприятиях, выходящих на Федерацию профсоюзных организаций области, коллективные договоры имеются во всех первичных профсоюзных организациях. В 6 областных организациях профсоюзов - работников автотранспорта и дорожного хозяйства, культуры, здравоохранения, госучреждений и общественного обслуживания, "Электропрофсоюза", нефтяной и газовой промышленности - таких первичных профсоюзных организаций от 96 до 99 процентов. В остальных 4 областных организациях профсоюзов охват коллективными договорами колеблется от 75 до 95 процентов.
Из 3837 коллективных договоров 2078 (54 % от общего числа договоров) заключены в предыдущие годы, 1340 (35 %) коллективных договоров заключено на новый срок в отчетном году, 419 (11 %) коллективных договоров пролонгированы.
В рассматриваемый период отмечено увеличение на 16 процентов количества пролонгированных коллективных договоров по сравнению с предыдущим годом. Во многих пролонгированных или вновь заключенных коллективных договорах удалось сохранить большинство существовавших ранее льгот, гарантий и компенсаций. Например, к коллективному договору между Саратовской территориальной организацией «Электропрофсоюз» и филиалом ОАО «МРСК Волги»-«Саратовские распределительные сети» в прошлом году были подписаны 2 дополнительных соглашения. С 1 января 2009 года - о замораживании тарифной ставки первого разряда и продлении срока действия договора на 6 месяцев. С 1 июля 2009 года – о продлении действия договора на 3 года и установлении с 1 октября 2009 года минимальной тарифной ставки на уровне отраслевого соглашения в электроэнергетике (3817 руб.) с последующей индексацией. Все льготы и гарантии, существовавшие раньше в договоре, удалось сохранить и некоторые выплаты проиндексировать. Вместе с тем, в ОАО «Саратовское производственное ремонтное предприятие » в 2009 году было принято дополнительное соглашение о продлении действия коллективного договора с приостановкой на 1 год некоторых затратных пунктов.
Информация, представленная областными организациями профсоюзов работников АПК, связи, машиностроения, государственных учреждений показывает, что социальные гарантии при перезаключении коллективных договоров сохранены. Из 2126 первичных профсоюзных организаций учреждений образования в 2009 году перезаключены коллективные договоры в 929 учреждениях, при этом социальные гарантии сохранены.
Одним из главных итогов прошедшей кампании является то, что, несмотря на финансовый кризис, с 3,3 % до 8,4 % повысился удельный вес организаций, в которых минимальный заводской размер оплаты труда (зарплата наименее оплачиваемого работника) установлен на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В профсоюзных организациях работников автотранспорта и дорожного хозяйства, связи, потребкооперации, Саратовского отделения Роспрофжел нет ни одного предприятия, где работники получали заработную плату ниже прожиточного минимума; работников жизнеобеспечения, нефтяной и газовой промышленности таких предприятий – 90 %. В профсоюзных организациях работников агропромышленного комплекса, химических отраслей промышленности, «Электропрофсоюза», радиоэлектронной промышленности таких предприятий от 40 % до 60 %. В остальных 9 областных организациях профсоюзов нет ни одного предприятия, где было бы зафиксировано вышеназванное обязательство работодателей перед работниками. На ряде предприятий областной организации Росхимпрофсоюза имеется положительный опыт оценки сумм, затраченных на реализацию коллективных договоров. Так, на ООО "Балаковские минеральные удобрения" с учетом расходов на дополнительное медицинское страхование они в 2009 году составили 9,7 млн. руб., в ОАО "Саратовский нефтеперерабатывающий завод" общая сумма выплат по коллективному договору вместе с благотворительностью составила 56,1 млн. руб., в ООО "Хенкель ЮГ" общая сумма выплат составила 22,4 млн. руб.
Впервые в 2009 году была посчитана экономическая эффективность коллективных договоров в областной организации профсоюза работников госучреждений. Такая практика повышает авторитет профсоюзов, способствует повышению мотивации профсоюзного членства и заслуживает всемерного распространения. В областной организации профсоюза работников народного образования и науки накоплен опыт использования возможностей коллективных договоров, заложенных в Трудовой кодекс. В связи с переходом на новые системы оплаты труда и из-за запаздывания органов власти с принятием соответствующего постановления, возникла неопределенность в вопросе, как при исчислении среднего заработка индексировать суммы зарплаты, полученные до перехода. В мае 2009 года обкомом была организована кампания по районам области с целью внесения дополнений в коллективные договоры, предусматривающих переход на трехмесячный (вместо годового) расчетный период для исчисления среднего заработка. В результате многие работники выиграли при уходе в отпуск. Интересен опыт материального поощрения через колдоговорные отношения неосвобожденных председателей первичных профсоюзных организаций в образовательных учреждениях области, возможность которого возникла с появлением в бюджетных учреждениях стимулирующего фонда. В соглашении между министерством образования и областной организацией профсоюза предусмотрено, что министерство обязуется способствовать установлению доплат и надбавок в пределах надтарифного фонда оплаты труда и внебюджетных средств учреждений неосвобожденным руководителям выборных профсоюзных органов в размерах, установленных коллективными договорами. В территориальных отраслевых соглашениях, коллективных договорах образовательных учреждений ряда районов эта выплата конкретизирована и установлена в виде доплаты в размере от 5 до 20% оклада (тарифной ставки). Попытки финансовых органов оспорить данную выплату как нарушение Бюджетного кодекса РФ не увенчались успехом. Генеральная и областная прокуратуры признали ее правомерной. Во многих районах председателям первичных профсоюзных организаций учреждений образования в соответствии с коллективными договорами за работу по защите трудовых прав работников предоставляются дополнительные оплачиваемые дни к отпуску от 3 до 6 дней.
По информации, содержащейся в пояснительных записках к отчетам, коллективные договоры в основном выполняются. Из-за сложных финансово-экономических условий на отдельных предприятиях химической, электротехнической, энергетической промышленности, жилищно-коммунального хозяйства принимались решения о внесении временных изменений в коллективные договоры. Такие случаи были на предприятиях «Электропрофсоюза» - ОАО «Саратовский электротехнический завод» и ОАО «Завод автономных источников тока», где принимались дополнительные соглашения о приостановке на год действия отдельных пунктов коллективных договоров. На ОАО "Балаковорезинотехника", основным потребителем которого является переживающая глубокий кризис автомобильная промышленность, из соглашения по охране труда на 2009 год были исключены 5 мероприятий. В коллективном договоре мебельной компании «Шатура» отчисления на культурно-массовую и физкультурную работу были сокращены с 2 процентов до 1 процента от фонда заработной платы.
Самым распространенным невыполненным пунктом коллективных договоров является несвоевременная выплата зарплаты, которая встречалась как в реальном, так и в бюджетном секторах экономики. В организациях профсоюза работников здравоохранения имели место случаи невыполнения коллективных договоров в части прекращения выплат стимулирующего характера со второй половины 2009 года (Аткарский район, некоторые учреждения Балаковского района и др.), задолженности по командировочным расходам. В Аткарском, Питерском районах не выполнялось обязательство о прохождении медицинского осмотра за счет работодателя в образовательных учреждениях. В ОАО «Саратовское производственное ремонтное предприятие» на протяжении года не выплачивалось вознаграждение по итогам работы за год, гарантированное колдоговором. После вмешательства в конце 2009 года территориальной организации «Электропрофсоюза» был подготовлен и направлен в суд иск. Суд принял положительное решение в пользу работников.
Не везде работодателями выполняется обязательство по отчислению первичным профсоюзным организациям средств для проведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в случаях, предусмотренных коллективным договором. Факты полного невыполнения коллективных договоров встречались на предприятиях, не сумевших приспособиться и пережить кризис. Например, в ОАО "Мрамор" (г. Балаково) в 2009 году из-за резкого уменьшения объемов производства произошло массовое сокращение штатов. Предприятие было полностью остановлено, первичная профсоюзная организация с 1 августа 2009 года прекратила общественную деятельность. Факты банкротства предприятий были также на предприятиях текстильной промышленности. Большое внимание в коллективных договорах и соглашениях уделялось вопросам охраны труда. На большинстве предприятий созданы совместные комиссии, назначены уполномоченные лица по охране труда. В образовательных учреждениях в 2009 году финансирование мероприятий на охрану труда возросло в два раза и составило 190 млн. рублей. Проведена аттестация 2659 рабочих мест. На находящихся на профобслуживании предприятиях химической промышленности общая сумма затрат на охрану труда составила 171,3 млн. рублей. Как результат снижения производственного травматизма добились администрация и профсоюзные комитеты ООО «Балаковорезинотехника», ООО «Балаковские минеральные удобрения». На ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» с внедрением системы менеджмента охраны здоровья и профессиональной безопасности OH SAS 18001 несчастных случаев на предприятии не наблюдается с 2007 года.
В соответствии с коллективными договорами в целом по Федерации профсоюзных организаций области в 2009 году направлено:
- на оказание материальной помощи – 64,3 млн. руб. (120,9 % к 2008 году);
- на культурно-массовую работу – 87,4 млн. руб. (92,4 % к 2008 году);
- на физкультурно-оздоровительную работу – 12,8 млн. руб. (77,6 % к 2008 году);
Соглашения
На начало 2010 года, по данным областных организаций профсоюзов, в области действует 23 областных отраслевых соглашения и 177 – территориальных отраслевых соглашений: по автотранспорту и дорожному хозяйству – 2, по агропромышленному комплексу – 26, здравоохранению – 31, торговле – 4, культуре – 37, госучреждениям – 35, народному образованию и науки – 39, строительству – 1, лесным отраслям – 2.
Перезаключено в течение года 39 территориальных отраслевых соглашения и 3 областных отраслевых соглашения: по организациям здравоохранения, агропромышленного комплекса, лесных отраслей. Кроме того, действует одно региональное и 41 территориальное трехстороннее соглашение, 10 из последних были перезаключены в отчетном периоде.
За 2009 год проведено 5 заседаний областной трехсторонней комиссии, на которых рассмотрено 17 вопросов. С участием профсоюзов подготовлено 4 вопроса, в т.ч. вопросы «О внесении дополнений в раздел «Развитие кадрового потенциала и обеспечение занятости населения» областного трехстороннего соглашения, «О результатах введения новых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях и направлениях ее дальнейшего совершенствования». Благодаря согласованным действиям сторон социального партнерства среднемесячная заработная плата возросла за год на 12,9 процента, реальная заработная плата - на 2,1 процента. Сократился разрыв в уровнях оплаты труда работников бюджетного и внебюджетного секторов экономики. В значительной степени этому способствовал переход первых на новые условия оплаты труда. За два последних года в 2,1 раза (с 30 до 14 процентов) сократился удельный вес работников с зарплатой ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, снизилась дифференциация заработной платы (с 17,8 раз до 8,7 раза).
Согласованная сторонами партнерства политика по вопросам социальной поддержки населения, несмотря на финансовый кризис, позволила сохранить реальный уровень социальных гарантий и льгот для большинства категорий населения. Так, сохранен реальный уровень материальной поддержки ветеранам труда, гражданам, получающим субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Анализ выполнения пунктов действующего областного трехстороннего Соглашения за 2009 год показал, что не все обязательства сторонами выполнены. Достигнутый рост заработной платы в основном обеспечен за счет бюджетников, работников госуправления, сельского хозяйства, пищевой промышленности, химических производств, железнодорожного и автомобильного транспорта. В то же время в большинстве отраслей реального сектора экономики, где занято примерно 60 % работников наемного труда, произошло снижение реальной зарплаты. При этом у работников, занятых в строительстве, в розничной торговле, в текстильном производстве, в производстве резиновых и пластмассовых изделий, минеральных продуктов, машин и оборудования, автомобилей, прицепов и полуприцепов, судов и летательных аппаратов, мебели и ряда других производств, произошло снижение абсолютных размеров средней зарплаты.
Стороны не заключили региональное соглашение по минимальной заработной плате на 2010 год. На будущий 2011 год рассматривается только возможность обсуждения этого вопроса. Индексация зарплаты бюджетников в 2010 году заморожена, что не соответствует обязательству сторон о повышении реальной зарплаты. Не обеспечен реальный уровень социальных гарантий и льгот ряду категорий населения. Так, остались на прежнем уровне стипендии в областных учреждениях начального и среднего профобразования (400 рублей с 2008 года).
Не принимался нормативно-правовой акт по обеспечению санаторно-курортного лечения и оздоровления работников бюджетной сферы. Оценивая в целом колдоговорную кампанию 2009 года, можно сказать, что мировой финансовый кризис внес существенные коррективы в реальное выполнение договорных обязательств, оказал влияние на качественную составляющую колдоговорного процесса.
Затруднилось ведение коллективных переговоров профсоюзных организаций с работодателями по заключению новых договоров либо пролонгации действующих без снижения уровня трудовых и социально-экономических гарантий.
 
Отдел социально-трудовых отношений Федерации профсоюзных организаций области
Приложение № 1
к постановлению Президиума
Саратовского областного объединения организаций профсоюзов
"Федерация профсоюзных организаций Саратовской области"
№ 32 от 26 февраля 2010 г.
 
Положение о конкурсе
"Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года"
 
I. Общие положения
1. Конкурс "Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года" (далее конкурс) организуется в рамках мероприятий, проводимых в год 20-летия образования ФНПР.
2. Учредителем и организатором конкурса является Саратовское областное объединение организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" (далее Федерация).
 
II. Цели и задачи конкурса
1. Повышение эффективности работы координационных советов муниципальных образований, усиление их деятельности в решении межотраслевых задач по защите социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов.
2. Развитие системы социального партнерства.
3. Организационное укрепление профсоюзов.
 
III. Условия конкурса
1. В конкурсе принимают участие городские и районные координационные советы муниципальных образований области, сформированные в соответствии с "Положением о координационном совете организаций профсоюзов - представительстве Саратовского областного объединения организаций профсоюзов "Федерация профсоюзных организаций Саратовской области" в муниципальном образовании (постановление Совета профобъединения № 2 от 26 мая 2005 г.).
2. Для участия в конкурсе в конкурсную комиссию в течение 1 квартала т.г. подается заявка, в которой указывается название координационного совета, Ф.И.О. председателя (заместителя) координационного совета, контактный телефон, список членов координационного совета, прилагается выписка из протокола заседания координационного совета с решением об участии в конкурсе.
 
IV. Порядок проведения конкурса
1. Конкурс проводится в течение 2010 года.
2. На конкурс представляются следующие материалы: 
- информация о формах и методах взаимодействия координационного совета с органами власти муниципального образования, в том числе: участие в работе территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (копии повесток дня и решений заседаний комиссии); представительство профсоюзов в органах власти муниципального образования; участие в работе различных комиссий и групп администрации муниципального образования; участие в обсуждении проектов нормативных актов, программ социально-экономического развития, других актов органов местного самоуправления в сфере труда; влияние совместной работы координационного совета и органов власти на реальные результаты в интересах работников и населения (оценивается до 15 баллов); - действующее 3-х стороннее соглашение и краткая справка о его выполнении (оценивается до 10 баллов);
- работа координационного совета по мотивации профсоюзного членства, участие в создании (воссоздании) первичных профсоюзных организаций (оценивается до 10 баллов);
- публикации в СМИ о работе координационного совета (оценивается до 5 баллов);
- формы участия в профсоюзных акциях (оценивается до 5 баллов).
 
V. Конкурсная комиссия
- оказывает помощь координационным советам в подготовке к участию в конкурсе;
- анализирует представленные на конкурс материалы;
- подводит итоги конкурса и определяет победителей.
 
VI. Порядок представления материалов на конкурс
1. Прием материалов на конкурс проводится в отделе организационной работы аппарата Федерации до 15 февраля 2011 года.
2. Результаты конкурса определяются до конца февраля 2011 года.
 
VII. Порядок и условия награждения
Координационному совету, набравшему наибольшее количество баллов, присваивается звание "Лучший координационный совет организаций профсоюзов муниципального образования 2010 года" с вручением Почетной грамоты Президиума Федерации и ценного подарка на сумму 10 тыс. руб.
Координационному совету, занявшему второе место, вручается Благодарность Президиума Федерации и ценный подарок на сумму 7 тыс. руб.
Координационному совету, занявшему третье место, вручается Благодарность Президиума Федерации и ценный подарок на сумму 5 тыс. руб.
Председателям координационных советов, победителям конкурса, вручаются памятные подарки на общую сумму 3 тыс. руб.
 В августе-октябре текущего года специалистами правового отдела Федерации профсоюзных организаций области при  участии  специалистов  членских и первичных профсоюзных организаций  проведены проверки работы профсоюзных организаций по контролю за обеспечением  пенсионных прав работников  в ООО «Саратовтехстекло», ОАО МПП «Волгостальмонтаж», структурных подразделениях   филиалов ОАО «РЖД» - Эксплуатационное вагонное депо ст. Анисовка, Ремонтное локомотивное депо Саратов, Эксплуатационное депо Саратов-Пассажирское, а также в МУП «Саргорсвет», МУПП «Саргорэлектротранс», ООО «Краснокутский   электромеханический завод», ООО «Балаковские  минеральные удобрения», ОАО «Птицефабрика Михайловская», ОАО «Аткарский МЭЗ», ОАО «Совхоз «Весна», Саратовском районном нефтепроводном управлении  - филиале ОАО «Приволжскнефтепровод»,  филиала  ОАО «Связьтранснефть» ППТУС, соответствующая информация предоставлена  обкомом профсоюза работников здравоохранения. 
  Проверками установлено, что профсоюзными организациями проводится определенная работа по обеспечению   пенсионных  прав работников, включаются соответствующие обязательства в коллективные договоры и соглашения, осуществляется взаимодействие со специалистами по  кадрам. В основном работодатели добросовестно выполняют  обязательства по своевременному перечислению страховых взносов за работников  в  Пенсионный Фонд РФ  в размере 22% от  базы для начисления страховых  взносов. На должном уровне ведется работа  по оформлению  правовой и технической  документации, необходимой для назначения досрочных  трудовых пенсий за работу с особо  вредными  и особо тяжелыми, а также вредными и тяжелыми  условиями труда.
  Вместе с тем профсоюзные организации еще недостаточно уделяют внимания контролю за обеспечением информирования работников о перечисленных за них страховых взносов по государственному пенсионному страхованию. Не все работодатели обеспечивают своевременную передачу  каждому работнику индивидуальных сведений, ежеквартально направляемых в территориальные органы  фонда.
 
Президиум Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» 
ПОСТАНОВЛЯЕТ : 
 
  1. Отметить положительный опыт  в соблюдении и обеспечении  пенсионных прав работников в Саратовском районном нефтепроводном управлении - филиале ОАО «Приволжскнефтепровод» и ООО «Балаковские минеральные удобрения»
  2. Отметить  активную работу Саратовской областной организации профсоюза работников здравоохранения РФ по защите  прав  членов профсоюза  на досрочные трудовые пенсии  по старости, в  том числе  в рамках социального партнерства  путем включения в Соглашение между Министерством здравоохранения области и Саратовской областной организацией профсоюза работников здравоохранения пункта о материальной  ответственности  работодателей  за ненадлежащее оформление и утрату документов, подтверждающих право работников на досрочную пенсию по старости. .
  3. Рекомендовать  членским профсоюзным организациям  совместно с работодателями:   
- добиваться включения в коллективные договоры обязательств работодателя по государственному пенсионному страхованию;
- рассмотреть и принять меры, обеспечивающие  выполнение  обязательств  работодателей по своевременному перечислению страховых взносов и предоставлению работникам копий сведений персонифицированного учета, направляемых ежеквартально в территориальные  органы Пенсионного фонда РФ, в соответствии  с   п. 4ст. 11 федерального закона от 01.04.1996 г.   № 27-ФЗ  «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». 
- проводить разъяснительную работу в трудовых коллективах, оказывать практическую помощь  членам профсоюза в реализации их пенсионных прав, осуществлять превентивные меры, позволяющие  предупреждать нарушения прав работников  на пенсионное обеспечение и разрешать конфликтные ситуации в досудебном порядке.
- при осуществлении профсоюзного контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства  особое внимание  уделять  оформлению трудовых отношений   с работниками, занятыми на работах с особо вредными и особо тяжелыми, а также с вредными и тяжелыми  условиями труда
  4. Правовому отделу аппарата Федерации профсоюзных организаций области обеспечить оказание методической и практической помощи членским организациям в осуществлении ими мер, предусмотренных настоящим постановлением.
  
Председатель Федерации М.В. Ткаченко
 Совет Федерации профсоюзных организаций отмечает, что за основу работы Федерации,  ее членских организаций были приняты решения VII съезда ФНПР и V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области. В этот период проводилась целенаправленная работа по повышению эффективности защиты социально-экономических прав и интересов работников.
  Разработаны мероприятия по  выполнению принятых решений, осуществлялся контроль за ходом их реализации. Основная деятельность профсоюзных организаций была направлена на обеспечение достойной заработной платы,  занятости работников, улучшение условий и охраны труда,  развитие социального партнерства, реализацию молодежной политики, совершенствование информационной и организационной работы.
  Действия профсоюзных организаций позволили добиться определенных положительных результатов в решении социально-экономических вопросов, в развитии профсоюзного движения.
  Вместе с тем продолжают оставаться актуальными задачи повышения минимального размера оплаты труда, создания эффективных рабочих мест, реализации коллективных договоров и  соглашений в полном объеме, усиления правовой и социальной защищенности наемных работников.
  Требуют внимания вопросы организационного и кадрового укрепления профсоюзов.
В целях дальнейшей реализации решений VII съезда ФНПР, V отчетно-выборной конференции профобъединения, 
Совет Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
1. Информацию о ходе выполнения решений VII съезда ФНПР и V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области принять к сведению, обеспечить ее доведение до всех профсоюзных организаций, членов профсоюзов.
 
2. Федерации профсоюзных организаций, ее членским организациям продолжить работу по выполнению решений VII съезда ФНПР, V отчетно-выборной конференции Федерации профсоюзных организаций Саратовской области, направив усилия на решение проблем повышения заработной платы, улучшения условий и охраны труда, снижение травматизма со смертельным исходом на производстве.
 
3. Руководителям областных организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций обратить особое внимание на укрепление исполнительской дисциплины, повышение персональной ответственности за выполнение собственных решений и решений вышестоящих профсоюзных органов.
 
Председатель Федерации М.В.Ткаченко
Уважаемые члены Совета Федерации, участники заседания!
 
  Через два месяца – в декабре 2012 года в Москве состоится международная конференция,  организуемая Правительством Российской Федерации во взаимодействии с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей при поддержке Международной организации труда. Конференция должна дать ответ на основные вызовы, с которыми сталкивается мировая экономика и, в частности, рынок труда.
  В рамках подготовки итоговой международной конференции Федерация Независимых Профсоюзов России совместно с Международной организацией труда проводит в федеральных округах научно-практические конференции «Достойный труд – основы социальной политики». 
  Как известно, Федерация Независимых Профсоюзов России поддержала решение Международной Конференции Профсоюзов о проведении в октябре 2012 года Всемирного дня действий «За достойный труд!». Акции профсоюзов  проводятся в форме круглых столов, собраний, конференций. Мы проводим заседание Совета Федерации. Цель – обсудить стандарты достойного труда,  поддержать их внедрение в Российской Федерации,  дать предложения в ФНПР.
Вам розданы «Стандарты достойного труда»,  утвержденные постановлением Исполкома ФНПР № 5-1 от 22.08.12 г.
 
Фактически это четыре составляющие, которые должны обеспечивать параметры достойного труда:
- заработная плата
- занятость
- социальное партнерство
- социальное страхование
 
В документе дано определение:
 
- понятия стандарта
- механизма реализации
- индикатора оценки результата
 
  То есть весь комплекс определения, реализации и контроля. Сформулированы правила «игры», чего мы с Вами долго добивались.
  Министерство труда в Российской Федерации создано, но нам нужен не очередной статистический орган, а инструмент защиты трудового человека, а также  система достойного труда. 
  Механизм реализации стандартов тоже можно разделить по четырем направлениям. Предстоит:
- корректировка трудового кодекса и других законов  Российской Федерации
- принятие новых нормативных актов Российской Федерации, а также законов в субъектах Российской Федерации
- ратификация Россией конвенций МОТ по минимальной заработной плате и социальному обеспечению
- внедрение дополнений в раздел социального партнерства по повышению эффективности коллективно-договорного регулирования.
 
Уважаемые коллеги!
  Понятно, что в докладе невозможно осветить объем работы, который предстоит выполнить,  объем преобразований, который предстоит внедрить. Поэтому я остановлюсь на наиболее важных с точки зрения профсоюзов вопросах.
  Начнем с заработной платы. Не секрет, что заработная плата в России у большинства тружеников не выполняет главную функцию – воспроизводственную – как мы  говорим – не живем, а выживаем. К сожалению, так оно и есть. По данным статистики в прошлом году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума составила 12,8%. Это более 18 млн. человек. В Саратовской области эта доля составила 18,2%. Из 14 субъектов ПФО мы по этому показателю находимся на 11 месте.  Основной вид дохода у большинства населения – заработная плата.
  Достойный уровень минимального размера оплаты труда мог бы стать эффективным инструментом в борьбе с бедностью, с неравенством в оплате труда и определенным фактором роста спроса на товары и услуги. При этом следует отметить, что имеет место незаконная практика, когда работодатели «обеспечивают» минимальный размер заработной платы путем включения в него компенсационных и стимулирующих выплат, что дополнительно усугубляет материальное положение работников и проблемы, связанные с минимальной заработной платой.
  Европейские стандарты признают в качестве минимальной зарплаты заработок, который составляет не менее 60% от средней заработной платы по стране. В Российской Федерации МРОТ, таким образом, составил бы 15 тыс. руб. В чем профсоюзы видят цель принятия стандартов? В первую очередь их главной особенностью является то, что многие предполагаемые нововведения в Трудовой Кодекс и в другие законодательные акты, должны носить обязательный характер, а не декларативный.
  Должно быть реанимировано определение МРОТ, причем без включения в него доплат за условия труда.
 
Напомню, что по определению ст. 129 Трудового Кодекса Российской Федерации заработная плата включает три составляющие:
1) вознаграждение за труд
2) компенсационные выплаты за условия труда
3) стимулирующие выплаты
 
  В настоящее время на федеральном уровне идет обсуждение проекта закона о новом составе потребительской корзины, предполагающее изменение методики её расчета. Действующая методика принята в 1999 году и принципы ее расчета не пересматривались в течение вот уже 13 лет, и мы до сих пор живем по «дефолтовским» нормам 1998 года. 
  Суть ее заключается в том, что все товары, входящие в корзину и часть услуг зафиксированы в жестких нормах потребления, и только несколько видов услуг рассчитывается как процент от общей суммы расходов (услуги культуры – 5% и «прочие услуги» - 15% от общей величины расходов за месяц). При обсуждении нового состава потребительской корзины предлагается перейти к другому методу её подсчета – нормативно-статистическому, когда расходы на продукты питания считаются на основании норм потребления, а расходы на непродовольственные товары и услуги высчитываются пропорционально расходам на продукты питания. 
  Вместе с тем, следует отметить, что в России пока в расходах наших сограждан большую часть (до 50% по данным Росстата) составляют расходы на покупку продуктов питания.  Это говорит о  крайне неблагополучной социально-экономической ситуации. Этот нищенский статус большинства населения страны надо преодолевать, а не законодательно закреплять. Поэтому общероссийские объединения профсоюзов в лице ФНПР отказались поддерживать законопроекты о «новой» потребкорзине и «новой» методике определения прожиточного минимума.
 
ФНПР в данном случае предлагает:
- во-первых, существенно увеличить продовольственную составляющую корзины (по количеству продуктов), с целью приближения к европейским стандартам;
- во-вторых, определить, что стоимость продуктов питания не должна превышать 30% от общей стоимости «корзины» в соответствии с рекомендациями МОТ;
-  в третьих, не исключать из расчета прожиточного минимума корректировку стоимости непродовольственных товаров и услуг в связи с ростом потребительских цен.
 
  Что можно сказать по поводу ближайшей перспективы размера минимальной заработной платы. Минфин и Минтруд России согласовали повышение минимального размера оплаты труда с января 2013 года с нынешних 4611 руб. до 5205 руб. Таким образом, МРОТ вырастет на 594 руб., или на 12,9%.  С запланированным повышением МРОТ, однако, не заработает норма Трудового кодекса: согласно ст. 133 минимальная зарплата не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Сейчас МРОТ составляет 67,5% от прожиточного минимума трудоспособного населения по Российской Федерации (6827 руб. в первом квартале 2012 года), и даже повышенный МРОТ будет составлять лишь 76% от прожиточного минимума.
  Стратегическая задача,  сформулированная  в Постановлении Исполнительного комитета ФНПР, рассмотревшего стандарты Достойного труда,  заключается в переходе к так называемому минимальному потребительскому бюджету. В соответствии с методикой Академии труда и социальных отношений он должен составлять в ценах 2012 года около 24 тыс. рублей. По сравнению с действующей в России нормой МРОТ (4611 руб.) предложенный показатель значительно выше. Одновременно возникает необходимость принятия федерального закона о минимальном потребительском бюджете.
  Федерация профсоюзов области и ее членские организации в своей повседневной работе вопросам оплаты труда придают первостепенное значение. Приведу лишь несколько примеров.
1. В недавнем прошлом по инициативе Федерации профсоюзов области дважды (в 2008 г.) увеличивался минимальный размер оплаты труда   в Саратовской области, причем раньше, чем в целом по стране.
2. Рост зарплаты за январь-июнь 2012 г. по сравнению с январем - июнем 2011 г. составил 116,2%  (прожиточный минимум снизился на 2,1%).
3. В 2011 году работникам бюджетной сферы благодаря и нашей  инициативе был поднят уровень заработной платы, в частности:
учителям -  до уровня средней по экономике области;
работникам культуры - на 17%, затем еще  на 28,4% с целью доведения ее до 10 тыс. руб.;
с 1 ноября работникам детских садов – на 30%, а с 1 января 2012 г. еще на 14,38% с целью доведения до 10 тыс. руб.;
работникам начального профобразования – в 2 раза;
работникам среднего профобразования – на 20%.
4. Профсоюзы участвовали и в принятии областного Закона «О социальной поддержке молодых специалистов учреждений бюджетной сферы в Саратовской области», согласно которому молодой специалист-выпускник высшего образовательного учреждения в возрасте до 30 лет, приступивший в течение 3-х месяцев со дня окончания учебного заведения к работе в учреждении бюджетной сферы, получает единовременное денежное вознаграждение:
За первый год работы – 40 тыс. руб., за второй год работы – 35 тыс. руб., за 3-й год – 30 тыс. руб.
5. В 2011 году, по сравнению с предыдущим,  возросло на 16% количество коллективных договоров, в которых МРОТ установлен на уровне или выше прожиточного минимума трудоспособного человека.
  Мы ясно видим  имеющиеся недостатки у нас в области. По итогам прошлого года средняя зарплата по области составляла около 70% от общероссийской. По ее уровню мы занимаем 59 место по Российской Федерации (из 83) и 8 место в Приволжском Федеральном округе (из 14 областей и республик, входящих в округ).
  Пункт соглашения по обеспечению темпов прироста заработной платы во внебюджетном секторе экономики не менее, чем на 15%, выполнить не удалось. Несмотря на незначительный прогресс по сравнению с 2011 годом, еще крайне мало количество организаций внебюджетного сектора экономики, где бы выполнялись обязательства по доведению заводских МРОТ, тарифных ставок первого разряда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
  Результаты профсоюзного мониторинга заработной платы по состоянию на 1 апреля 2012 года показали, что в большинстве организаций минимальные тарифные ставки и оклады рабочих ниже прожиточного минимума. Так, минимальные оклады неквалифицированных рабочих ниже прожиточного минимума на 72% организаций, минимальные оклады основных рабочих-окладников -  на 58%,  тарифные ставки первого разряда основных рабочих, как сдельщиков, так и повременщиков, - на 67% и даже минимальные оклады специалистов - на 21% организаций. 
  В связи с этим необходимо отметить, что многолетний опыт работы профсоюзных организаций показывает неэффективность имеющихся средств и методов по преодолению застоя в продвижении к установлению минимального размера оплаты труда на уровне не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Защищая права и интересы работников, нам необходимо активно поддерживать принятие законов, предусмотренных проектом «Стандарты достойного труда»,  добиваться того, чтобы они были направлены на установление заработной платы, которая обеспечила бы  расширенное воспроизводство человеческого и трудового потенциала, экономическую свободу работающего человека и его семьи.
  При этом надо сказать, что на уровне мировых практик приходит понимание того, что только достойный труд – свободный, справедливо оплаченный, безопасный, социально защищенный, не унижающий достоинство человека, является основой социального мира.
  По вопросу занятости.
  По данным Росстата в среднем за май-июль 2012 г. уровень регистрируемой безработицы по методологии МОТ в процентах от численности экономически активного населения (т.е. от 15 до 72 лет) по России составил 5,4%; по Саратовской области – 5,5%, что ниже, чем в докризисный период (7,3%).  По Приволжскому Федеральному округу по этому показателю мы занимаем 6-е место.
  Справедливости ради надо сказать, что уровень регистрируемой безработицы трудоспособного населения в Саратовской области меньше, чем по стране и составляет 1,2% от экономически активного населения.  По состоянию на конец августа текущего года численность безработных в области, зарегистрированных в службе занятости, - 15,9 тыс. человек. Количество же вакансий, заявленных предприятиями, - 24,8 тыс. Почему же они остаются незанятыми?
  Проблема здесь в том, что крупным промышленным предприятиям требуются в основном представители рабочих специальностей, причем высококвалифицированные. А на учет в службу занятости, как правило, становятся люди, не желающие идти в слесари и токари. Молодежь не устраивает зарплата, людей среднего возраста пугают трудности, связанные со сменой профессии.  
  Кроме того, почти треть вакансий предлагается с заработной платой ниже уровня прожиточного минимума.   Отчасти поэтому,  в области 72,6 тыс. человек ищут работу и готовы приступить к ней.
  С начала года в области создано около 10 тыс. новых рабочих мест, а до конца года их будет 18 тыс. 
  В соответствии с принимаемыми стандартами обязательными должны стать - повышение квалификации работников и меры поощрения их личной заинтересованности в этом со стороны работодателей.  Так же в эффективной занятости не допускается узаконивание заемного труда и других не типичных форм занятости, ущемляющих права и интересы трудящихся. Это касается подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера. То есть, реализация проекта закона Исаева  и Тарасенко.
  В отношении молодежи за учебными заведениями профессионального образования всех уровней должна быть закреплена обязанность по трудоустройству выпускников, получивших образование на бюджетной основе.
  Квоты на привлечение иностранной рабочей силы имеют тенденцию к сокращению. Но в целом ситуация с ее привлечением остается сложной. Приезжающие к нам иностранные работники – это в подавляющем большинстве своем выходцы из стран СНГ, в основном неквалифицированные работники, готовые работать за минимальную заработную плату.
  Федерацией профсоюзных организаций области рассматривалась сводная заявка работодателей на привлечение иностранной рабочей силы на 2012 год. Федерация настаивала на отклонении заявок работодателей, предлагавших рабочие места с зарплатой ниже ожидаемого областного прожиточного минимума на 2012 год. К нам прислушались и в результате квоту получили те работодатели, у которых первоначальные заявки соответствовали этому требованию. По стандартам возможность привлечения иностранной  рабочей силы получат только те работодатели, которые являются участниками системы социального партнерства.
  Российский союз промышленников и предпринимателей  обнародовал новую концепцию Трудового кодекса Российской Федерации, которая  принимает форму законодательных инициатив.  Концепция Трудового кодекса по задумке союза промышленников должна расширить свободу действий  работодателей. 
Речь идет о переходе на  почасовую оплату труда, возможность увеличения рабочей недели до 60 часов. Проект предлагает легализовать использование заемного труда и облегчить работодателю возможность расторжения трудового договора с работником в период кризиса, спада производства, снижения спроса на продукцию или введения новых технологий.
  Профсоюзы категорически против всех этих нововведений и будут защищать действующий Трудовой кодекс. Это живой документ и в него могут вноситься поправки и изменения,  не ухудшающие положение работников.
  В порядке информации доложу вам, что министерство труда и социального развития подготовило законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»  в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения, согласно которому до 2015 года для каждой профессии будут разработаны профессиональные стандарты.
  Так, в  частности, Трудовой Кодекс  дополняется новой статьей- «Квалификация работника», согласно которой квалификация работника – это уровень знаний, умений, навыков и опыта работника, необходимых для осуществления им профессиональной деятельности. При этом профессиональный стандарт –  это требования к квалификации работника, которые могут предъявляться к нему в целях осуществления его профессиональной деятельности.
  Законопроектом также вводится норма, в соответствии с которой порядок разработки и утверждения профессиональных стандартов будет устанавливаться постановлением правительства России. В соответствии с Указом Президента до 2015 года будут разработаны не менее 800 профессиональных стандартов. Разрабатывать профессиональные стандарты Минтруд России будет совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов.  Нам важно участвовать в этой рабо-е.
  Стандарты достойного труда в сфере социального партнерства:
  В 1998 году Саратовская область одна из первых в Российской Федерации приняла закон о социальном партнерстве, устанавливающий на территории области основные принципы, формы и уровни социального партнерства. Но вот уже сколько лет мы законодательно не можем принять изменения в данный закон, определяющий механизм присоединения работодателей, не участвовавших в заключении соглашений, к действующим соглашениям на региональном и территориальном уровнях.
  Серьёзную задачу предстоит решить в этом году - принять новое областное соглашение. Необходимо обеспечить перезаключение на новый срок трехсторонних соглашений в 18 районах. 
  Возьмем стандарт - реальное участие профсоюзов в управлении организацией. В конце прошлого года с целью оценки степени отражения в коллективных договорах  обязательств по созданию гарантий деятельности профсоюзов нами проанализированы  коллективные договоры по  организациям профсоюзов внебюджетного сектора экономики (нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, «Электропрофсоюза», Роспрофжела, жизнеобеспечения).
  В них предусмотрено, что работодатель обеспечивает включение представителей профсоюзов в органы управления организации – в 33% колдоговоров , в совещаниях, планерках - в17%, принимает нормативные акты по согласованию с представительным органом работников -37%. Выводы не требуют комментариев.
  Только этот пункт потребует внесения изменений в Федеральные законы № 208-ФЗ от 26.12.1995 г. и № 14-ФЗ от 08.02.1988 г. Причем все эти и другие документы должны вноситься в законодательные органы только после достижения согласований позиции всех сторон социального партнерства.
 
Буквально тезисно:
предстоит разработка  Стандартов достойного труда в сфере социального страхования:
1. Совершенствование пенсионного законодательства и повышение уровня пенсионного обеспечения граждан.
2. Управление рисками для здоровья экономически активного населения. Ратификация Конвенций МОТ № 131 и № 102.
В заключение предлагаю одобрить Стандарты достойного труда в сферах: заработной платы, обеспечения граждан эффективной занятостью,  социального партнерства   При этом, первостепенными должны стать стандарты в сфере заработной платы. Необходимо, чтобы она  обеспечивала не существование, а экономическую свободу работающему человеку и его семье.
Позвольте выразить надежду, что в рамках социального партнерства мы эту непростую задачу решим.     

 

 Заслушав и обсудив доклад Председателя Федерации профсоюзных организаций Саратовской области Ткаченко Михаила Викторовича  «О проекте стандартов достойного труда»,  Совет Саратовского областного объединения организаций профсоюзов «Федерация профсоюзных организаций Саратовской области» 
 
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
 
1. Одобрить стандарты достойного труда в сфере заработной платы, по обеспечению граждан эффективной занятостью, в сферах социального партнерства и социального страхования как основу для создания национального проекта «Достойный труд» в Российской Федерации.
 
2. Федерации профсоюзных организаций области, областным организациям профсоюзов, первичным профсоюзным организациям довести стандарты достойного труда до работодателей и наемного персонала.
 
3. Федерация обращается:
 
3.1. к законодательным и исполнительным органам власти Российской Федерации:
 
- довести устанавливаемый на федеральном уровне минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума с перспективой перехода к минимальному потребительскому бюджету и законодательно закрепить постоянный паритет названных показателей;
 
- принять закон о потребительских бюджетах, с выделением минимального потребительского бюджета как основного социального норматива, определяющего границу бедности;
       - внести в Трудовой кодекс РФ изменения, связанные с определением минимального размера оплаты труда как величины, не включающей компенсационные и стимулирующие выплаты;
 
- законодательно решить вопрос об освобождении от налогообложения доходов на первом этапе ниже прожиточного уровня, на втором – ниже минимального потребительского бюджета.
 
3.2. к законодательным и исполнительным органам власти Саратовской области:
 
- продолжить реализацию стратегических целей, стоящих перед регионом: обеспечение роста экономики, повышение благосостояния трудящихся, достижение высокой производительности труда, обеспечение прав работников на достойный труд;
 
- разработать и ввести областные критерии эффективности реализации программы «Достойный труд» сторонами социального партнерства;
 
- разработать муниципальные программы «Достойный труд», определить критерии оценки Достойного труда.
 
 Председатель Федерации М.В.Ткаченко
  Обсудив Информационную записку «О правозащитной работе  Федерации  профсоюзных организаций  Саратовской области и ее членских организаций в 2011 году», президиум отмечает, что  правозащитная работа в профсоюзных организациях в основном  проводилась  активно, в соответствии с целями и задачами, стоящими в настоящее время перед профсоюзным движением. 
  В целом увеличилось количество проверок работодателей по соблюдению  трудового законодательства, а также количество  выявленных и устраненных нарушений. Осуществлялось взаимодействие с органами  Прокуратуры  области, Государственной инспекцией  труда  в  Саратовской области и Министерством  труда, занятости и миграции области. 
  Защита трудовых  прав и интересов работников осуществлялась с учетом отраслевых особенностей, характера их труда и уровня социального партнерства.  Областные организации профсоюзов работников здравоохранения, народного образования и науки, культуры  свою правозащитную  работу  строили  с участием профильных областных министерств. Целенаправленная правозащитная работа велась  в областных (территориальных)  организациях профсоюзов: работников строительства и промышленности строительных материалов,    Саратовского отделения ДОРПРОФЖЕЛа на Приволжской железной дороге, «Электропрофсоюза», Нефтегазстройпрофсоюза, государственных учреждений и общественного обслуживания.  Областные организации профсоюзов, не имеющие в штате правовых инспекторов, в своей правозащитной работе  взаимодействуют со специалистами Федерации. 
 
Президиум Федерации профсоюзных организаций Саратовской области  ПОСТАНОВЛЯЕТ: 
 
1. Принять к сведению Информационную записку правового отдела
аппарата Федерации  профорганизаций  области  «О  правозащитной работе   Федерации профсоюзных организаций Саратовской области и ее членских организаций  в 2011 году» (прилагается) и направить ее членским организациям.
 2.Отметить положительный опыт последовательности  и  целенаправленности  правозащитной работы, проводимой областными организациями профсоюзов работников  культуры, здравоохранения, народного образования и науки, Саратовского отделения ДОРПРОФЖЕЛа на Приволжской железной дороге, «Электропрофсоюза», строительства и промстройматериалов, «Нефтегазстройпрофсоюза».
3. Рекомендовать членским организациям и работодателям:
- на основе  социального партнерства осуществлять меры по  повышению гарантий соблюдения трудового  законодательства, трудовых прав и законных интересов работников, обеспечивать своевременное выполнение законодательства и условий коллективных договоров, соглашений и трудовых договоров по оплате труда, принятие локальных нормативных актов с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;
- поддерживать  инициативу  работников по участию в контроле  за соблюдением законодательства о труде, осуществлять правовую подготовку и организацию работы внештатных инспекторов труда;
- наряду с осуществлением профсоюзного  контроля за соблюдением  законодательства о труде  на предприятиях и в организациях проводить консультации для работников по правовым вопросам;
- улучшать взаимодействие с  Государственной инспекцией  труда, Прокуратурой Саратовской области  при принятии мер по устранению нарушений законодательства и трудовых прав работников;
- уделять необходимое внимание учету экономической эффективности от всех форм  правозащитной работы
-   обобщать и распространять положительный опыт.
4. Правовому отделу аппарата Федерации профсоюзных организаций области обеспечить оказание методической и практической помощи членским организациям в осуществлении ими мер по совершенствованию  правозащитной работы. 
 
 
Председатель Федерации               М.В. Ткаченко    
Страница 164 из 187
  • Новостная лента
  • Профсоюз помог
  • Новости первичных профсоюзных организаций

RSS - подписка на канал


Апр 16, 2024

28 апреля отмечается Всемирный день охраны труда

Ежегодно 28 апреля Международная организация труда (МОТ) отмечает Всемирный день охраны…
Апр 03, 2024

В Москве начал работу XII съезд ФНПР

3 апреля в Москве в Доме Союзов открылся XII съезд ФНПР. Съезд завершится 5 апреля.
Апр 03, 2024

Заседания Исполнительного комитета и Генерального Совета ФНПР

2 апреля в Москве состоялись очередные заседания Исполкома и Генсовета ФНПР с единой,…
Март 23, 2024

Заявление Федерации Независимых Профсоюзов России

Заявление Федерации Независимых Профсоюзов России
Март 22, 2024

Подведены итоги Года социального партнерства и принято решение о проведении Первомайской акции профсоюзов в 2024 году

20 марта состоялось заседание Исполнительного комитета ФНПР, на котором обсудили План…
Март 19, 2024

Каникулы с пользой и без ущерба для семейного бюджета

Вопросы детской оздоровительной кампании обсудили саратовские профсоюзы с участием…

Наши партнеры

Мы в социальных сетях

 

Наши контакты

410029, г. Саратов, ул. Сакко и Ванцетти, 55.

Тел./факс: (8452) 27-73-60

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Ðåéòèíã@Mail.ru